• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Служба помощи Педагог-психолог Федеральные государственные образовательные стандарты как основа современной модели общего образован
E-mail Печать PDF

Федеральные государственные образовательные стандарты

как основа современной модели общего образования

(Требования к профессиональным компетенциям педагога-психолога в условиях введения ФГОС нового поколения)

Автор-составитель: Маркова Людмила Викторовна, педагог-психолог

г. Тамбов,  2012 г.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные, основанные на научной психологии, технологии их формирования и оценки. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного психолога.

Концепция деятельности педагога-психолога в условиях реализации образовательных стандартов нового поколения

Основные принципы деятельности школьной психологической службы в условиях модернизации образования:

- включенность

- комплексность

- превентивность

- каузальность

- полипредметность

Основные блоки содержания деятельности школьного психолога:

- диагностико-прогностический

- экспертно-аналитический

- социально-психологического проектирования и моделирования

- коррекционный

Компетентность (или компетенция) в буквальном переводе с латинского,  означает «относящийся, соответствующий». Обычно под этим термином подразумевают круг полномочий какого-либо лица или учреждения (БСЭ, т. 22, с. 292). Принцип профессиональной компетентности — один из главных этических принципов работы педагога-психолога. Подразумевается, что специалист осознает степень своей компетентности и ограниченность средств изучения ученика и влияния на него. Он не вмешивается в те области, знания в которых у него недостаточны, предоставляя это более квалифицированным специалистам.

Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности [Маркова, 1996]: специальную, социальную, личностную индивидуальную:

1. Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

2. Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

3. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

4. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

Основными критериями профессиональной компетенции педагога-психолога в условиях реализации ФГОС, по моему мнению, являются:

1. Наличие своей жизненной и профессиональной позиции в концепции развития психологической службы. (Я знаю не только то, что я должна делать, но и как я это буду делать.)

2. Понимание приоритетных направлений развития службы в данном образовательном учреждении, с учетом его специфики в условиях реализации ФГОС нового поколения.

3. Умение самостоятельно формулировать цели и задачи. (В данный момент я делаю...) Выбирать формы работы. Уметь осуществлять прогностическую функцию. (Для чего я буду это делать?)

4. Наличие системы в работе. (Наличие основополагающих документов в кабинете, наличие и содержательность в ведении документации, грамотность ее заполнения.)

5. Умение психолога работать с социально-педагогической ситуацией, способствовать оптимизации социально-психологических условий образовательной и воспитательной среды, а также строить свою деятельность в соответствии с возрастом ребенка и особенностями его развития. (Приблизить среду к ребенку.)

6. Умение составить профессионально грамотную психологическую характеристику на ребенка (группу детей), обозначить психологическую проблему, выработать пути ее решения.

7. Умение организовать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

8. Умение организовать профессиональное взаимодействие с другими учреждениями родственного профиля. (Социально-психологические центры и т.д.)

Обновлено ( 05.05.2012 20:38 )  

Центр  по работе с одаренными детьми "РАДУГА"

Истории немеркнущие строки

Участник конкурса

Авторизация

Ученикам


Лента новостей

Design by i-cons.ch / etosha-namibia.ch