• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Служба помощи Педагог-психолог Психологические основы формирования культуры толерантности у участников образовательного процесса

Психологические основы формирования культуры толерантности у участников образовательного процесса

E-mail Печать PDF

Психологические основы формирования культуры толерантности

у участников образовательного процесса

(План сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС нового поколения)

Автор-составитель:  Маркова Людмила Викторовна, педагог-психолог

г. Тамбов,  2012 г.

«Воспитание – это,  прежде всего человековедение»
В.А.Сухомлинский.

Цель психологического сопровождения участников образовательного процесса: создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения  и воспитания в условиях введения ФГОС нового поколения.

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.
Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого»
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных  людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и  свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

План работы педагога-психолога по формированию толерантного отношения среди обучающихся   на 2011-2012 учебный год в МБОУ Новоникольской СОШ.

1 класс

Тема классных часов

Кол-во часов

1.

Кто я?  Какие мы?

1

2.

О человеческом счастье.

1

3.

Человек – кузнец своего счастья.

1

4.

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

1

5.

А нужны ли правила?

1

6.

Что мы знаем о правах человека?

1

7.

Я и мы.

1

8.

Мой дом – моя крепость.

1

9.

Я – часть своей страны.

1

 

Итого:

9 часов

 

 

 

 

 

 

2 класс

Тема классных часов

Кол-во часов

1.

Закон и беззаконие.

1

2.

Жизнь дается один раз.

1

3.

Жизнь в неволе (рабство).

1

4.

«А я думаю по-другому…»

1

5.

Право на имя и гражданство.

1

6.

Дом, в котором я живу.

1

7.

Беда может случиться с каждым.

1

8.

Защита от дискриминации.

1

9.

Один для всех и все для одного.

1

 

Итого:

9 часов

 

 

 

 

 

 

В результате школьники приобретают:

знания:

приобретение навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

умения:

- умение достигать гармонию между «Я» каждого ученика и «МЫ», под которым подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям.

навыки:

- ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;

- ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;

- социально адаптированный ребенок.

3 класс

Цель: формирование толерантных отношений между детьми, развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться.

Задачи:

- воспитывать уважение к себе, сверстникам и старшим;

- воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей;

- формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принять;

- способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости, развитию гуманистического, патриотического отношения к народу, к стране.

Тема классных часов

Кол-во часов

1.

О равнодушии и добре

1

2.

Совесть

1

3.

Друг познается в беде

1

4.

Душа народа к добру зовет

1

5.

Что значит быть дисциплинированным?

1

6.

Я придерживаюсь правил

1

7.

Учимся сочувствовать

1

8.

Нужны ли любовь и внимание?

1

9.

Что мы знаем о правах ребенка (интеллектуальный марафон)

1

 

Итого:

9

 

 

 

 

 

 

В результате школьники приобретают:

знания:

- любовь и забота взрослых не сводится к исполнению всех желаний и вседозволенности;

- все дети имеют равные права и должны уважать и соблюдать права других;

- поступки, уважающие, защищающие права человека, - хорошие поступки и, наоборот, поступки, нарушающие права человека, - плохие.

умения:

- оценивать поступок человека с точки зрения права;

- корректировать свое поведение, базируясь на понятии «соблюдение прав человека»;

- оказывать помощь и быть готовым ее принять;

- терпимо относиться к особенностям поведения людей.

навыки: внимательно слушать и слышать; сочувствовать, сопереживать

4 класс.

Цель: формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия, расширить представления детей о правах человека.

Задачи:

- создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания, поддержки;

- развивать умения действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

- формировать качества, от которых зависит культура поведения;

- помочь детям осознать значение труда и отдыха для человека.

Тема классных часов

Кол-во часов

1.

А нужны ли правила?

1

2.

ООН и Всеобщая декларация прав человека

1

3.

Документы ООН по правам ребенка

1

4.

Закон – один для всех

1

5.

Честь и репутация

1

6.

Свобода выбора: где жить и с кем жить

1

7.

Собственность

1

8.

Свободный труд

1

9.

Имею право достойно жить. Хочу быть образованным и культурным

1

 

Итого:

9

 

 

 

 

 

 

В результате школьники приобретают:

знания:

- все люди равны в своих правах и равны перед законом;

- Всеобщая декларация прав человека, когда и зачем она принята, ее содержание;

- права и обязанности имеют взаимную связь;

- соблюдение прав невозможно без соблюдения условий для свободного и полноценного развития ребенка.

умения:

- оперировать терминами и формулировками;

- отставать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;

- оценивать различные ситуации с точки зрения соответствия положениям «Декларации и конвенции по правам ребенка;

- действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

- осознавать значение труда и отдыха человека.

навыки:

- соблюдение определенных правил в поведении, деятельности;

- соблюдение закона в школе;

- общественно-полезный труд.

5 класс

Цель: Воспитание у подростков терпимого отношения к себе и к окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.

Задачи:

  • Ознакомить с понятиями «толерантность», «толерантная личность»;
  • Обсудить проявление толерантности и нетерпимости в обществе;
  • Развить чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других;
  • Учить осознавать многообразие проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;
  • Развить способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного диалога о самом себе.

Тема классных часов

Кол-во часов

Сентябрь

Что такое толерантность?

1

Октябрь

Эмблема толерантности

1

Ноябрь

Черты толерантной личности. Чем отличается толерантная личность от интолерантной.

1

Декабрь

Я и группа: толерантность к себе. Чувство собственного достоинства.

1

Январь

Я и группа: толерантность к себе и другим.

1

Февраль

Толерантное общение.

1

Март

Толерантность к другим: разные миры

1

Апрель

Толерантность к другим: неведомые миры

1

Май

Толерантность к другим: учимся сочувствию

1

 

Итого:

8

 

 

 

 

 

 

 

В результате школьники приобретают:

знания: понятие «толерантность», особенности толерантной и интолерантной личности, знания своих способностей, личностных черт; причины и следствия непонимания, возникающего в результате взаимодействия человека с представителями других культур.

умения: отличать толерантного человека от интолерантного; умение показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим; какими способами можно сделать общение толерантным.

навыки: определение толерантной личности; толерантное общение; успешное взаимодействие с представителями другой культуры.

6 класс

Цель: Развитие социального интеллекта подростков, повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы, развитие способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию.

Задачи:

  • Развитие рефлексии подростков путем обращения к проективным формам и обратной связи от одноклассников;
  • Развитие групповой сплоченности;
  • Создание условий для развития позитивного самоотношения учащихся;
  • Создание условий для развития эмпатии в  игровых моделях межличностного взаимодействия.

Тема классных часов

Кол-во часов

Сентябрь

Что я знаю о себе? Моей уникальное «Я»

1

Октябрь

Я глазами других.

1

Ноябрь

Мои достоинства и недостатки.

1

Декабрь

Мои «плюсы» и «минусы» со стороны.

1

Январь

Как превратить недостатки в достоинства?

1

Февраль

Чувства «полезные» и «вредные».

1

Март

Злость и агрессия.

1

Апрель

Что такое эмпатия?

1

Май

Эмпатия в действии.

1

 

Итого:

8

 

 

 

 

 

 

 

В результате школьники приобретают:

знания: собственный «Я-образ»; польза и вред эмоций; понятие «эмпатия».

умения: самоанализ собственных достоинств и недостатков, определение своего уровня эмпатии.

навыки: внимательное отношение к другому человеку, взаимодействие в группе.

 

7 класс

Цель: Способствовать повышению уровня толерантности у учащихся

Задачи:

  1. Развитие умения слышать и слушать.
  2. Воспитание чувства коллективизма.

Тема классных часов

Кол-во часов

1.

Что мы знаем о себе?

1

2.

«Добрым быть совсем не просто»

1

3.

Эмоции и чувства

1

4.

«Чувствовать рядом с собой человека»

1

5.

Общение и умение общаться

1

6.

Основы этикета и искусства общения

1

7.

«Как стать лучше?»

1

8.

Нужно ли управлять своими эмоциями?

2

 

Итого часов:

9

В результате школьники приобретают :

знания: понятие толерантности  общения, терпения и терпимости.

умения: умение слушать своего собеседника, уважать.

навыки: анализировать различные ситуации, которые могут привести к конфликту.

8 класс

Цель: Способствовать становлению толерантной личности.

Задачи:

  1. Развитие эстетических качеств.
  2. Воспитание уважительного отношения к окружающим.

Тема классных часов

Кол-во часов

1.

Мы и наши способности

1

2.

Психологические тесты (психологи)

1

3.

Что может человека?

1

4.

«Будьте добрыми и человечными»

1

5.

Я и мир вокруг меня

1

6.

Проблемные ситуации (с психологами) тренинг

1

7.

Что такое гуманизм?

1

8.

Гуманизм и его проявление в художественной литературе

2

 

Итого часов:

9

 

 

 

 

 

 

В результате школьники приобретают :

знания: понятия милосердие, сострадание, гуманизм.

умения: умение объяснять термины нравственного характера. Умение объяснять и аргументировать свою позицию, свою точку зрения.

навыки: участие в диспутах, спорах, диалогах.

9-10 классы

Цель: формирование нравственных качеств личности школьника для практической деятельности познания, ориентации в окружающем мире.

Задачи:

  1. Освоение школьниками этических понятий, формирования познавательного интереса к этическому знанию, основам этической культуры.
  2. Развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения.

Темы классных часов:

Кол-во часов

  1. 1. Мой разум – основа моего поведения, а мое сердце – мой закон.

1

  1. Прекрасно там, где бывает милосердие.

1

  1. Жизнь как познание добра.

1

  1. Как бороться с конфликтами.
  2. Стремление к счастью – закон

1

жизни.

  1. Всему начало – любовь…

1

  1. Нравственный закон внутри каждого.

1

  1. Будущая жизнь – завтрашний день жизни настоящей.

1

Итого часов:

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В результате школьники приобретают:

Знания: расширение и углубление нравственных знаний:

- что же есть добро и зло, благо, справедливость;

- что означают честь, совесть, долг, свобода;

- как разобраться в таких категориях как любовь, дружба, счастье;

- в чем смысл жизни, и что считать идеалом?

Умения и навыки: нравственное развитие учащихся, выраженное в восприятии жизнь и другого человека как наивысшей ценности, проявлении доброжелательности и уважения к другому, чувстве эмпании, а также ответственности за слова и поступки, чувстве собственного достоинства; стремлении к самоопределению, самосовершенствованию, самовоспитанию.

11  класс

Тема классных часов

Примечание

1.

Моя любовь – моя звезда

Сентябрь

2.

Расскажи мне обо мне

Октябрь

3.

Моя дорога к себе и другим

Ноябрь

4.

Культура человека. Человек среди людей

Декабрь

5.

Толерантность и межнациональные отношения

Январь

6.

«Отцы и дети» в современном обществе

Февраль

7.

Я отвечаю за свои поступки

Март

8.

Не отрекаются любя

Апрель

9.

Все мы родом из детства

Май

 

Беседа с учащимися 5–6-х классов с элементами тренинга по теме: "Как правильно дружить"

Маркова Людмила Викторовна, педагог-психолог

 

ЦЕЛИ:

  1. Выяснить взгляды учащихся по данной проблеме.
  2. Познакомить учащихся с кодексом дружбы. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений.
  3. Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе.
  4. Способствовать преодолению барьеров в общении. Совершенствовать навыки общения.
  5. Повысить самооценку детей.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  • Анализ учащимися своих отношений с окружающими людьми, корректировка и введение новизны в эти отношения.
  • Осознание школьниками важности и необходимости дружеских взаимоотношений.

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Мяч или игрушка.
  2. Поговорки и пословицы о дружбе.
  3. Кодекс дружбы.
  4. Листы бумаги, ручки или карандаши.
  5. Материалы к упражнению “Что важно для дружбы?”

Беседа рассчитана на 3 урока по 1 разу в неделю. Возможно проведение на классных часах. В беседе участвует весь класс без предварительной подготовки.

ХОД БЕСЕДЫ

Знакомство

Короткий рассказ о целях беседы, об особенностях предстоящих встреч. Постановка проблемы.

Упражнение “Что я больше всего люблю делать и чему хотел бы научиться”

Цели:

  1. Создание в группе доверительных отношений.
  2. Формирование у детей положительного отношения друг к другу.
  3. Повышение самооценки детей.

Задача: Предоставить учащимся возможность ближе познакомиться друг с другом.

“В школе вместе Вы учитесь уже давно. Каждый из Вас – интересный человек, интересная личность, каждый вносит свой вклад в дела класса, во внутриклассные взаимоотношения. Передавая мяч (или игрушку) друг другу, назовите своё имя и расскажите немного о том, что каждый из Вас любит делать и что у Вас лучше всего получается. И скажите так же о том, чему Вы бы хотели научиться”.

Обсуждение по теме занятия

Вопрос: Что такое дружба?

“Дружба” (словарь) – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

“Дружба” (словарь) – отношение самоценное, само по себе являющееся благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно.

“Дружба” (словарь) – индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии.

Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями.

Вопросы: - Чем приятели отличаются от друзей?

Сколько у человека может быть настоящих друзей?

Проведённые социологические исследования показали, что люди которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1-3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.

Итак, друзья – это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведёт, способен поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей жизни приобретает и, к сожалению, иногда, теряет друзей из-за различных ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения могут изменяться по мере того, как мы сами растём и изменяемся.

Вопрос: Кто же такой друг? Какими качествами в идеале он должен обладать?

Упражнение “Мой идеальный друг”

Цель: осознание учащимися тех качеств, которые ценятся в дружбе.

Задача: самоанализ учащимися своих взглядов на качества, необходимые в дружбе.

Учащимся предлагается в группах написать те качества, которые необходимы другу. “Друг – это тот, кто…”

Совместное обсуждение результатов.

Дискуссия по кругу

Вопросы:

- Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, что ему (ей) больше всего нравится в тебе, как ты думаешь, что именно он (она) сказал бы?

- А если бы этого человека попросили сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чём он сказал бы?

- Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?

- Что может помешать дружбе?

Знакомство с кодексом дружбы (правилами дружбы).

Кодекс дружбы, разработанный отечественными социологами и психологами:

  1. Всё проверяется временем, годами! Если с Вами рядом есть человек, с которым Вы общаетесь регулярно в течение  3 – 5 лет и более, с которым у Вас есть общие интересы, взаимопонимание, общие взгляды, общие воспоминания, если Вы всегда можете обратиться к нему со своими вопросами и проблемами и точно знаете, что отказа не будет – это значит, что у Вас есть друг!
  2. Дружбой надо дорожить, беречь и оберегать её! Знайте, что поссориться всегда просто, а помириться и простить – очень тяжело. Лучше обсудить, чем поругаться.
  3. Никогда не сравнивайте своего нового друга с другими или прежними друзьями! Если Вы делаете это – то значит, что Вы чем-то недовольны. А недовольство ведёт за собой недоверие. Недоверие – коней дружбы.
  4. Помните, что все люди разные! У каждого свои достоинства и недостатки. Не старайтесь переделать своего друга – это нечестно по отношению к нему.
  5. Дружба – это взаимный процесс! Значит и от Вас требуется понимание, внимательность по отношению к Вашему другу.
  6. Не поступайте с другом так, как не хотели бы, чтобы поступали с Вами.
  7. Дружба предполагает доверие и искренность. Поэтому будьте искренними с друзьями! Помните поговорку: “Как аукнется, так и откликнется”. Человек всегда за подозрительность получает подозрительность, за ложь – ложь, за открытость – открытость.

Кодекс дружбы, разработанный европейскими психологами и социологами:

  1. Делитесь новостями о своих успехах.
  2. Высказывайте эмоциональную поддержку.
  3. Добровольно помогайте в случае нужды.
  4. Старайтесь, чтобы другу было приятно в Вашем обществе.
  5. Возвращайте долги и оказанные услуги.
  6. Необходимо быть уверенным в друге, доверять ему.
  7. Защищать друга в его отсутствие.
  8. Быть терпимым к остальным его друзьям.
  9. Не критиковать друга публично.

10. Сохранять доверенные тайны.

11. Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения друга

12. Не быть назойливым, не поучать.

13. Уважать внутренний мир и автономию друга.

Вопросы:

- Что общего между этими двумя кодексами дружбы? Чем они отличаются?

- Как Вы думаете, какие правила соблюдать особенно важно для укрепления и сохранения дружбы?

- Как Вы думаете,  несоблюдение каких правил,  может привести к распаду дружеских отношений?

Обсуждение высказываний, пословиц и ситуаций

1. Поэт Михаил Светлов (1903-1964), написав стихи, часто читал их друзьям по телефону в любое время дня и ночи. Друг Светлова, разбуженный в очередной раз среди ночи телефонным звонком, упрекнул его: “А ты знаешь, который час?”

“Дружба – понятие круглосуточное!”, - ответил Светлов.

2. Ходжу Насреддина однажды спросили: “Ты можешь сказать, сколько у тебя друзей в этом городе?”

“Сколько сейчас, - ответил Ходжа, - сказать не могу, потому что у меня в этом году выдался хороший урожай, живу в достатке. А друзья познаются в беде.”

3. Восточного мудреца спросили: “Почему друзья легко превращаются во врагов, в то время как враги с большим трудом становятся друзьями?”. Он ответил: “Разрушить дом легче, чем его построить, разбить сосуд проще, чем его починить, истратить деньги легче, чем их приобрести”.

Упражнение “Что Важно для дружбы?”

Цели:

  • закрепление полученных знаний о дружбе,
  • формирование новых отношений с окружающими людьми

Задача: расширить свои представления о дружеских взаимоотношениях.

Проранжируйте в порядке значимости для Вас, следующие высказывания. Что важно для дружбы:

  1. Давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания.
  2. Защищать друг друга от обидчиков.
  3. Придумывать вместе интересные игры.
  4. Уметь посочувствовать, поддержать, утешить.
  5. Угощать друг друга сладостями.
  6. Уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна.
  7. Уметь уступать друг другу.
  8. Часто ходить друг к другу в гости.
  9. Говорить друг другу всегда только приятные слова.

10. Уметь делиться новостями.

11. Помогать друг другу.

12. Уметь слушать друг друга и понимать.

13. Уметь относиться терпимо к другим друзьям своего друга.

14. Не ссориться друг с другом по пустякам.

15. Искренне радоваться успехам друг друга.

Вопросы: - Как Вы думаете, почему очень часто от ребят можно услышать следующие фразы: “У меня нет настоящего друга”, “Не могу найти друзей”, “Мне сложно дружить” и так далее?

Где человек может найти себе друзей?

Конечно, друзей можно найти где угодно. Но хотелось бы отметить, что лучшие друзья – это друзья детства, школы. В школе проще найти человека, с которым Вам будет интересно вместе, с которым у Вас будут общие планы, общие взгляды, общие интересы, общие проблемы и дела. Вам легче понять друг друга.

Как Вы думаете, есть ли возрастные ограничения дружбы?

Исследованиями и опросами установлено, что возрастных ограничений нет. Но всё же большинство людей придерживаются мнения, что друг должен быть одного возраста или на немного старше или младше Вас самих.

В заключение несколько полезных советов:

- Не будьте слишком критичны по отношению к окружающим Вас людям. Для установления отношений очень важно, какое Вы сами производите впечатление на окружающих людей. Люди всегда видят Вас такими, какими Вы себя преподносите.

- Чтобы у вас появились друзья нужно уметь общаться. Общение – это целое искусство! Общаться -  надо учиться. В этой связи, не будьте критичны, мнительны, угрюмы и подозрительны. Если вы всегда энергичны, в меру открыты, спокойны – вы привлекательны для окружающих.

- Держите себя так, ведите себя так, чтобы люди имели основание относиться к Вам с уважением, видели в Вас сильного и привлекательного человека. Старайтесь ни о ком не думать дурно. Устройте себе экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить и сплетничать ни вслух, ни про себя. Это довольно сложно! Но получается, что если мы сами ни о ком не думаем плохо, то и нам кажется, что о нас так же все думают только хорошее.

- Стройте своё отношение и общение с другими “на равных”, не задевайте того, что человеку дорого: его стиль одежды, его увлечения, его близких, его идеалы и ценности.

- Будьте осторожны с юмором. Самый опасный юмор тот, который направлен на другого человека. Если Вам дорого хорошее настроение своё и окружающих, то прежде чем пошутить, подумайте о последствиях.

- Что касается советов, то они редко учат, но часто злят. Поэтому тем, кто любит давать советы, хотелось бы сказать, что их нужно давать только тогда, когда вас об этом просят и только такие, за которые Вам будут благодарны.

- Будьте внимательны к окружающим, не забывайте здороваться, не забывайте поздравлять людей с праздниками, помните дни рождения окружающих вас людей.

И тогда вас тоже обязательно заметят, обязательно запомнят, будут дорожить Вашим общением, будут ценить и уважать. И у каждого из Вас будут настоящие друзья, постоянные друзья, которые помогут Вам в самых сложных жизненных ситуациях.

- А теперь давайте попробуем вспомнить кодекс дружбы.

Особенности проведения беседы:

Беседу удобнее проводить, когда участники сидят в кругу. Желательно оформить кабинет: подготовить выставку книг по данной тематике, в том числе художественную литературу, оформить плакаты с высказываниями, поговорками о дружбе.

1. В конце каждого занятия обязательно проводится обсуждение итогов. Обсуждаются чувства участников группы. Учащиеся говорят о том, что им понравилось или не понравилось, что они узнали нового из беседы, что их удивило или обрадовало, какие вопросы у них остались.

2. В конце каждого занятия даётся домашние задание. Варианты домашних заданий:

- Написать рассказ о своём настоящем (или придуманном) друге.

- Придумать и написать объявление: “Ищу друга” (с указанием качеств, которые Вы хотели бы видеть в друге).

- Придумать и написать (совместно со своими друзьями) девиз дружбы.

- Взять интервью у родителей. Примерные вопросы: Что самое важное для вас в дружбе? Есть ли у Вас настоящие друзья? Сколько лет вы их знаете? Знаете ли Вы что-нибудь о кодексе или правилах дружбы?

3. Занятие,  всегда начинается,  с какого либо упражнения для разминки, которая направлена на создание доверительных отношений между участниками беседы. В разминке можно использовать элементы психогимнастики или упражнения. Примеры упражнений:

1. Психогимнастика: “Поменяйтесь местами все те…”

Цель: развитие доверительной атмосферы между учащимися.

Задача: сплотить группу.

Участники сидят в кругу, где не хватает одного стула. Водящий находится в центре круга, даётся команда: “сейчас поменяются местами все те, у кого…”. Называется любой признак: цвет волос, одежда, день рождения и т. д. Нельзя меняться с соседом слева и справа. Водящий должен успеть сесть на освободившийся стул. Кто остался без места, тот и водит.

2. Игровое упражнение: “Привет!”

Цель: развитие доверительных отношений между учащимися.

Задача: сближение участников группы друг с другом.

Участники начинают ходить по комнате. Им предлагается поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать “Привет! Как твои дела?”. Говорить нужно только эти слова и больше ничего. Здороваясь с кем-либо из участников, можно освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться с кем-то ещё. Иными словами, необходимо быть непрерывно в контакте с кем-либо из группы и поздороваться со всеми членами группы.

Игру можно использовать и в конце занятия, заменяя приветствие прощанием: “Спасибо!” или “Спасибо, с тобой было так хорошо работать сегодня”.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Пословицы о дружбе:

-         Дружбу топором не разрубишь
-         Дружба от не дружбы близко живёт
-         Для друга нет круга. Для друга семь вёрст не круг.
-         Для друга всё не туго (не тяжело, не  скучно)
-         Без друга – сирота, с другом – семьянин
-         Нет друга, так ищи; нашёл, так береги
-         Без беды друга не узнаешь.  Друг познаётся в несчастии.
-         Не узнавай друга в три дня, узнай в три года.
-         Старый друг лучше новых двух.
-         Новых друзей наживай, а старых не утрачивай
-         Не держи сто рублей, держи сто друзей.
-         Друг денег дороже. Друга за деньги не купишь.

Краткий список художественных литературных произведений, которые можно использовать для выставки или обсуждения в ходе беседы:

  1. Фраерман Р. И. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви».
  2. Алексин А. Г. «Прости меня, мама…»
  3. Голявкин В. В. «Тетрадки под дождём»
  4. Железников В. К. «Чучело»
  5. Осеева В. А. «Динка», «Динка прощается с детством».
  6. Гайдар А. П. «Чук и Гек»
  7. Драгунский В.Ю. «Тайное становится явным»
Обновлено ( 16.05.2012 21:23 )  

Центр  по работе с одаренными детьми "РАДУГА"

Истории немеркнущие строки

Участник конкурса

Авторизация

Ученикам


Лента новостей

Design by i-cons.ch / etosha-namibia.ch