• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Служба помощи Педагог-психолог Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
E-mail Печать PDF

Психологическое сопровождение интеллектуально одаренных старшеклассников

педагог-психолог,
МБОУ Новоникольская СОШ
Маркова Л.В.

В психологии одаренность определяется через понятие способности. В самом общем представлении одаренность может быть определена как обладание большими способностями. Под способностями же в свою очередь понимаются индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Анализ современных исследований в области акмеологии показывает, что одаренность чаще всего определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психосоциальным развитием и физическими данными. В области опережающего развития познания отмечается повышенная любознательность, связанная с повышенной биохимической и электрической активностью мозга, способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, упорство в достижении результата в сфере, которая ребенку интересна, высокая степень погруженности в задачу, яркое воображение, высокоразвитая фантазия. В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственно сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. В силу рано сформировавшихся личных систем ценности дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, имеют хорошо развитое чувство юмора и преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать. В области физических характеристик для одаренных детей свойственен очень высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна.

Началом психолого-педагогического сопровождения учащихся МБОУ Новоникольской школы было диагностическое исследование, которое имело своей целью определить особенности именно этих учащихся, и подтвердило вышеизложенный анализ современных представлений о детях с развитыми способностями. Результат психодиагностического исследования уровня развития способностей и уровня развития интеллекта показал, что некоторые из старшеклассников достигла высокого уровня развития общих академических способностей (обучаемости), четвертая часть учащихся – высокого уровня развития специализированных способностей (точные, естественные, социальные, филологические науки), у четверых можно было зафиксировать потенциальную специализированную одаренность (физика, информатика, биология).

При этом подавляющее большинство имело выраженные опредмеченные или диффузные страхи, неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка при высоком уровне притязаний диагностировалась у большей части способных учеников, четвертая часть старшеклассников испытывала острое чувство одиночества, некоторых учеников посещали суицидальные мысли или намерения.

Зная особенности детей с потенциальной одаренностью и понимая, что современное общество наше не располагает возможностями и ресурсами (педагогическими, родительскими, общественными), чтобы создать таким детям в процессе жизни и обучения комфортные для развития условия, мы не удивляемся такой картине. У детей с высокими умственными способностями за период роста и взросления возникает много сложностей в семье, школе, общении со сверстниками. Проблемы с родителями обусловлены низкой психологической грамотностью общества. Из-за высокой познавательной активности, склонности начинать несколько дел одновременно и браться за слишком сложные задачи – родители устают от потенциально одаренного ребенка, отталкивают его, и часто просто не умеют на это правильно реагировать. Проблемы со сверстниками начинаются еще в детском саду и обостряются в школе, так как такого ребенка принято считать выскочкой, его интересы не совпадают со сверстниками, он постоянно оторван от группы. На этом фоне зачастую развиваются проблемы в обучении, потому что кроме одного предмета его не интересуют никакие другие. Далее следуют проблемы с педагогами, которые, ко всему прочему, психологически не готовы к принятию такого ребенка, ориентированы на среднюю норму, привыкли к «коллективным» формам обучения, или не имеют возможностей применить индивидуальный подход (например, из-за большого количества учеников в классе). Так возникают и развиваются не способности и задатки ребенка, а личностные проблемы: страхи из-за развитого воображения, обостренное чувство справедливости, неуверенность в себе и своих силах, реакция «ухода» от трудностей и проблем.

Программа психологического сопровождения интеллектуально одаренных старшеклассников в условиях образовательного учреждения базируется на вышеизложенных результатах диагностического исследования способных учащихся, учитывает все особенности этих детей, включает в себя работу по всем направлениям деятельности психолога (диагностика, коррекция, профилактика и просвещение) и со всеми участниками образовательного процесса (ученики, родители, педагоги). Программа включает в себя поэтапно первичную и проверочную психологическую диагностику уровня способностей и склонностей, а так же личностных особенностей ребенка, индивидуальную и групповую работу с родителями и педагогическим составом.

Наша школа, позволяет создать психологические и образовательные условия сопровождения, в которых потенциальная одаренность и личность ученика будут гармонично развиваться. Во-первых, это возможность для способного и познавательно активного ребенка оказаться в коллективе «себе подобных», где стремление к знаниям, озабоченность успехами в учебе, активность на уроке и вне его встречает понимание и принятие сверстников, а так же поощрение педагогов. Это положительно сказывается на самооценке учащегося, повышает его веру в свои силы, позволяет довериться и полностью раскрыть свои таланты. Кроме этого, возникает здоровая конкуренция среди учащихся, позволяющая обучится не только предмету, но и развить умение справляться с трудностями, трудолюбие в достижении успеха и т.п. Во-вторых, психологическая работа с учащимися и их родителями, учителями в индивидуальной или групповой форме возможна целенаправленно в русле формирования грамотного отношения к проблеме развития способностей, обучения эффективным педагогическим формам обучения способных детей и родительским стилям взаимодействия с одаренным ребенком. В-третьих, становится более глубокой психологическая коррекция возникших личностных проблем. Немаловажным условием для качественного психологического сопровождения детей с такими особенностями явилась бы возможность достойного материально-технического оснащения психологической службы, наличие оборудованного кабинета, выхода в интернет, формирования диагностической методической базы, чего нет.

В заключение, хотелось бы заметить, что необходимость создания таких условий для развития способных детей, разработка и реализация качественных программ психологического сопровождения одаренности – первостепенная задача нашего общества. И задача эта тем сложнее, чем больше мы привыкли работать на среднестатистические показатели. Много лет педагогов и психологов образования ориентировали на «подтягивание» неуспевающих учащихся к среднему уровню, а те, кто без наших особых усилий показывали высокие результаты, становились «кумирами», «выскочками» или «палочками-выручалочками» на открытых уроках, привыкая к особенному к себе отношению и теряя главную свою способность – трудиться и развиваться. Необходимо осознать, что психологическое сопровождение и социализация одаренных и способных учащихся не эффективно и даже не возможно без сопровождения и социализации тех, кто создает для них условия: родителей, педагогов, администрации и общества в целом.

Обновлено ( 07.11.2012 16:25 )  

Центр  по работе с одаренными детьми "РАДУГА"

Истории немеркнущие строки

Участник конкурса

Авторизация

Ученикам


Лента новостей

Design by i-cons.ch / etosha-namibia.ch