• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Математика. 4 класс.

E-mail Печать PDF

Рабочая программа по математике  разработана на основании

1.Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской     Федерации от 06.10.2009 №373)

3. Учебного плана МБОУ Новоникольская СОШ  на 2016-2017 учебный год.

4. Примерной и авторской программ начального общего образования по математике

УМК «Перспективная на­чальная школа» А.Л. Чекин  «Программа  по математике» (Москва, Академкнига/Учебник,  2009 г.)

Программа рассчитана на 140 часов в год (4 часа в неделю) 35 рабочих недель

 

Содержание учебного предмета

Натуральные и дробные числа

Новая разрядная единица - миллион (1 000 000 ). Знакомство с нумерацией чисел класса миллионов и класса миллиардов.

Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары натуральных чисел: числителя и знаменателя. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

Действия над числами и величинами

Алгоритм письменного умножения многозначных чисел столбиком.

Предметный смысл деления с остатком. Ограничение на остаток как условие однозначности. Способы деления с остатком. Взаимосвязь делимого, делителя, неполного частного и остатка. Деление нацело как частный случай деления с остатком.

Алгоритм письменного деления с остатком «столбиком». Случаи деления многозначного числа на однозначное и многозначного числа на многозначное.

Сложение и вычитание однородных величин.

Умножение величины на натуральное число как нахождение кратной величины.

Деление величины на натуральное число как нахождение доли от величины.

Умножение величины на дробь как нахождение части от величины.

Деление величины на дробь как нахождение величины по данной ее части.

Деление величины на однородную величину как измерение.

Величины и их измерение

Единица времени – секунда. Соотношение между минутой и секундой (1 мин=60с), часом и секундой (1 ч=3600с).

Понятие об объеме. Объем тел и вместимость сосудов. Измерение объема тел произвольными мерками.

Общепринятые единицы объема: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Соотношения между единицами объема, их связь с отношениями между соответствующими единицами длины.

Литр как единица вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение между литром и кубическим сантиметром, между литром и кубическим дециметром.

Элементы геометрии

Диагональ многоугольника. Разбиение многоугольника на несколько треугольников. Разбиение прямоугольника на два равных треугольника.

Площадь прямоугольников треугольника как половина площади соответствующего прямоугольника. Определение площади треугольника с помощью разбиения его на два прямоугольных треугольника.

Знакомство с некоторыми многогранниками (прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).

Арифметические сюжетные задачи

Текстовые задачи на пропорциональную зависимость величин: скорость-время-расстояние, цена- количество- стоимость, производительность- время работы- объем работы. Задачи на вычисление различных геометрических величин: длины, площади, объема. Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач.

Знакомство с комбинаторными и логическими задачами.

Элементы алгебры

Буквенные выражения. Знакомство с понятием переменной величины. Буквенное выражение как выражение с переменной (переменными). Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной (переменных). Уравнение. Корень уравнения. Понятие о решении уравнения. Способы решения уравнений: подбором, на основе свойств зависимости между результатом и компонентами действий, на основе свойств истинных числовых равенств.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Выпускник научится:

–        называть и записывать любое натуральное число до 1000000 включительно;

–        сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (>, <, =);

–        сравнивать доли одного целого и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (>, <, =);

–        устанавливать (выбирать) правило, по которому составлена данная последовательность;

–        выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;

–        выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;

–        вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;

–        выполнять изученные действия с величинами;

–        решать простейшие уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий;

–        определять вид многоугольника;

–        определять вид треугольника;

–        изображать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки) и обозначать их;

–        изображать окружности (с помощью циркуля) и обозначать их;

–        измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;

–        находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;

–        вычислять площадь прямоугольника и квадрата, используя соответствующие формулы;

–        вычислять площадь многоугольника с помощью разбивки его на треугольники;

–        распознавать многогранники (куб, прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и тела вращения (цилиндр, конус, шар); находить модели этих фигур в окружающих предметах;

–        решать задачи на вычисление геометрических величин (длины, площади, объема (вместимости));

–        измерять вместимость в литрах;

–        выражать изученные величины в разных единицах: литр (л), кубический сантиметр (куб. см или см3), кубический дециметр (куб. дм или дм3), кубический метр (куб. м или м3);

–        распознавать и составлять разнообразные текстовые задачи;

–        понимать и использовать условные обозначения, используемые в краткой записи задачи;

–        проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;

–        записывать решение задачи по действиям и одним выражением;

–        различать рациональный и нерациональный способ решения задачи;

–        выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;

–        решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара и при расчете между продавцом и покупателем (с использованием калькулятора при проведении вычислений);

–        решать задачи на движение одного объекта и совместное движение двух объектов (в одном направлении и в противоположных направлениях);

–        решать задачи на работу одного объекта и на совместную работу двух объектов;

–        решать задачи, связанные с расходом материала при производстве продукции или выполнении работ;

–        проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);

–        вычислять площади участков прямоугольной формы на плане и на местности с проведением необходимых измерений;

–        измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел;

–        понимать и использовать особенности построения системы мер времени;

–        решать отдельные комбинаторные и логические задачи;

–        использовать таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов, событий;

–        читать простейшие круговые диаграммы.

Выпускник получит возможность научиться:

–        понимать количественный, порядковый и измерительный смысл натурального числа;

–        сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (>, <, =);

–        сравнивать натуральные и дробные числа и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (>, <, =);

–        решать уравнения на основе использования свойств истинных числовых равенств;

–        определять величину угла и строить угол заданной величины при помощи транспортира;

–        измерять вместимость в различных единицах: литр (л), кубический сантиметр (куб. см или см3), кубический дециметр (куб. дм или дм3), кубический метр (куб. м или м3);

–        понимать связь вместимости и объема;

–        понимать связь между литром и килограммом;

–        понимать связь метрической системы мер с десятичной системой счисления;

–        проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);

–        вычислять площадь прямоугольного треугольника и произвольного треугольника, используя соответствующие формулы;

–        находить рациональный способ решения задачи (где это возможно);

–        решать задачи с помощью уравнений;

–        видеть аналогию между величинами, участвующими в описании процесса движения, процесса работы и процесса покупки (продажи) товара, в плане возникающих зависимостей;

–        использовать круговую диаграмму как средство представления структуры данной совокупности;

–        читать круговые диаграммы с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8 равных долей;

–        осуществлять выбор соответствующей круговой диаграммы;

–        строить простейшие круговые диаграммы;

–        понимать смысл термина «алгоритм»;

–        осуществлять построчную запись алгоритма;

–        записывать простейшие линейные алгоритмы с помощью блок-схемы.

Учебно-тематический план.

раздел

Название разделов 

Кол –во часов

Контрольных работ в том числе

1

Натуральные и дробные числа

16

1

2

Действия над  числами и величинами

32

2

3

Величины  и их измерение

22

1

4

Элементы геометрии

24

1

5

Арифметические  сюжетные задачи.

24

1

6

Элементы алгебры

18

1

Всего

140

7

Календарно-тематическое планирование  по математике 140 часов (4 часа в неделю)

№  п/п

Наименование  темы урока

Формы контроля

Дата по плану

Дата по факту

1

Сначала займемся повторением

Фронт.опрос

 

 

2

Повторение изученного в 3классе

Фронт. Индив.

 

 

3

Повторение изученного

Фронт.опрос

 

 

4

Проверка знаний  учащихся

сам. раб

 

 

5

Когда известен результат разностного сравнения.

Фронт.опрос

 

 

6

Когда известен результат разностного сравнения

Фронт. Индив.

 

 

7

Когда известен результат кратного сравнения

Фронт.опрос

 

 

8

Когда известен результат кратного сравнения

Фронт. Индив.

 

 

9

Учимся решать задачи

Фронт. Индив.

 

 

10

Проверка знаний  учащихся

сам. раб

 

 

11

Алгоритм умножения столбиком

Фронт.

 

 

12

Поупражняемся в вычислениях столбиком

Фронт. Индив

 

 

13

Тысяча тысяч; или миллион

Фронт.

 

 

14

Разряд единиц миллионов и класс миллионов

Работа в парах

 

 

15

Запись многозначных чисел

Фронт.

 

 

16

Поупражняемся в сравнении чисел.

Фронт. Индив.

 

 

17

Может ли величина изменяться?

Фронт.

 

 

18

Всегда ли математическое выражение является числовым?

Фронт.

 

 

19

Зависимость между величинами

Работа в парах

 

 

20

Нахождение значений зависимой величины

Фронт. Индив.

 

 

21

Проверка знаний  учащихся

контр. раб

 

 

22

Стоимость единицы товара; или цена

Фронт.

 

 

23

Стоимость единицы товара; или цена

Фронт.

 

 

24

Когда цена постоянна

Работа в парах

 

 

25

Учимся решать задачи

Фронт.

 

 

26

Проверка знаний  учащихся

сам. раб

 

 

27

Деление нацело и деление с остатком

Фронт. Индив.

 

 

28

Неполное частное и остаток

Работа в парах

 

 

29

Остаток и делитель

Фронт.

 

 

30

Когда остаток равен 0

Фронт.

 

 

31

Когда делимое меньше делителя

Фронт.

 

 

32

Деление с остатком и вычитание

Фронт.

 

 

33

Какой остаток при делении на 2?

Работа в парах

 

 

34

Какой остаток при делении на 2?

Фронт.

 

 

35

Поупражняемся в вычислениях.

Фронт.

 

 

36

Запись деления с остатком столбиком

Фронт.

 

 

37

Поразрядное нахождение результата деления

Фронт.

 

 

38

Поупражняемся в делении столбиком

контр. раб

 

 

39

Проверка знаний  учащихся

 

 

 

40

Вычисления с помощью калькулятора

Фронт.

 

 

41

Час, минута и секунда

Фронт.

 

 

42

Кто или что движется быстрее?

Фронт.

 

 

43

Длина пути в единицу времени; или скорость

Работа в парах

 

 

44

Учимся решать задачи

Фронт.

 

 

45

Проверка знаний  учащихся

сам. раб

 

 

46

Какой сосуд вмещает больше?

Фронт.

 

 

47

Литр. Сколько литров?

Фронт.

 

 

48

Вместимость и объем

Фронт.

 

 

49

Вместимость и объем

Фронт.

 

 

50

Кубический сантиметр и измерение объема

Работа в парах

 

 

51

Кубические  дециметр и  сантиметр

Фронт.

 

 

52

Кубический дециметр и  литр

Работа в парах

 

 

53

Литр и килограмм

Фронт.

 

 

54

Разные задачи

Фронт.

 

 

55

Разные задачи

Фронт.

 

 

56

Поупражняемся в измерении объема

Фронт.

 

 

57

Проверка знаний  учащихся

контр. раб

 

 

58

Кто выполнил большую работу?

Фронт.

 

 

59

Производительность – это скорость выполнения работы

Фронт.

 

 

60

Производительность – это скорость выполнения работы

Фронт.

 

 

61

Учимся решать задачи

Работа в парах

 

 

62

Проверка знаний  учащихся

сам. раб

 

 

63

Отрезки; соединяющие вершины многоугольн

 

 

 

64

Разбиение многоугольника на треугольники

Работа в парах

 

 

65

Построение многоугольника

Работа в парах

 

 

66

Многоугольники

Фронт.

 

 

67

Контрольная работа № 1

контр. работ

 

 

68

Деление на однозначное число столбиком

Фронт.

 

 

69

Деление на однозначное число столбиком

 

 

 

70

Число цифр в записи неполного частного

 

 

 

71

Деление на двузначное число столбиком

Работа в парах

 

 

72

Алгоритм деления столбиком

 

 

 

73

Алгоритм деления столбиком

Фронт.

 

 

74

Сокращенная  запись  деления столбиком

 

 

 

75

Поупражняемся в делении столбиком

Фронт.Индивид.

 

 

76

Проверка знаний  учащихся

сам. раб

 

 

77

Сложение и вычитание величин

 

 

 

78

Умножение величины на число и числа на величину

Фронт.

 

 

79

Деление величины на число

Фронт.

 

 

80

Нахождение долей  и величины по ее доле

Фронт.

 

 

81

Нахождение части от величины

Работа в парах

 

 

82

Нахождение величины по ее части

Фронт.

 

 

83

Деление величины на величину

Фронт.

 

 

84

Поупражняемся в действиях над величинами

Фронт.

 

 

85

Проверка знаний  учащихся

контр. раб

 

 

86

Когда время движения одинаковое

Фронт.

 

 

87

Когда длина пройденного пути одинаковая

 

 

 

88

Движение в одном и том же направлении

 

 

 

89

Движение в одном и том же направлении

Работа в парах

 

 

90

Движение в противоположных направлениях

Фронт.

 

 

91

Учимся решать задачи

 

 

 

92

Поупражняемся в вычислениях.

Фронт.Индивид.

 

 

93

Проверка знаний  учащихся

сам. раб

 

 

94

Когда время работы одинаковое

Фронт.

 

 

95

Когда объем выполненной работы одинаковый

Фронт.

 

 

96

Производительность при совместной работе

Фронт.

 

 

97

Время совместной работы

Фронт.

 

 

98

Повторим пройденное

Фронт.

 

 

99

Проверка знаний  учащихся

сам. раб

 

 

100

Когда количество одинаковое.

 

 

 

101

Когда стоимость одинаковая.

 

 

 

102

Цена набора товаров.

 

 

 

103

Учимся решать задачи.

Фронт.

 

 

104

Поупражняемся в вычислениях

Фронт.Индивид.

 

 

105

Проверка знаний  учащихся

контр. раб

 

 

106

Вычисления с помощью калькулятора

Работа в парах

 

 

107

Как в математике применяют союз «и» и «или»

 

 

 

108

Когда выполнение одного условия обеспечивает выполнение другого

 

 

 

109

Не только одно; но и другое

 

 

 

110

Учимся решать логические задачи

Фронт.

 

 

111

Поупражняемся в вычислениях

Фронт.Индивид.

 

 

112

Проверка знаний  учащихся

сам. раб

 

 

113

Квадрат и куб

 

 

 

114

Круг и шар

Фронт.

 

 

115

Площадь и объем

 

 

 

116

Измерение площади с помощью палетки

Работа в парах

 

 

117

Нахождение площади и объема

 

 

 

118

Поупражняемся в вычислениях

Фронт.Индивид.

 

 

119

Проверка знаний  учащихся

сам. раб

 

 

120

Уравнение. Корень уравнения

Фронт.

 

 

121

Учимся решать задачи с помощью уравнений

 

 

 

122

Поупражняемся в вычислениях

Фронт. Индивид.

 

 

123

Проверка знаний  учащихся

сам. раб

 

 

124

Разные задачи

 

 

 

125

Натуральные числа и число 0

 

 

 

126

Натуральные числа и число 0

Фронт.

 

 

127

Алгоритм вычисления столбиком

Фронт.

 

 

128

Алгоритм вычисления столбиком

Фронт.

 

 

129

Действия с величинами

Фронт.

 

 

130

Действия с величинами

Работа в парах

 

 

131

Как мы научились решать задачи

Фронт.Индивид.

 

 

132

Как мы научились решать задачи

 

 

 

133

Геометрические фигуры и их свойства

Фронт.

 

 

134

Буквенные выражения и уравнения

 

 

 

135

Контрольная работа № 2

контр. работ

 

 

136

Подведение итогов

 

 

 

137-140

Резервные уроки

 

 

 

 

Обновлено ( 06.10.2016 23:03 )  

Центр  по работе с одаренными детьми "РАДУГА"

Истории немеркнущие строки

Участник конкурса

Авторизация

Ученикам


Лента новостей

  • Неделя безопасности
    С 25 по 29 сентября 2017 г. в школе проводится Неделя безопасности, посвященная вопросам обеспечения безопасности детей на дорогах. В течение недели пройдут различные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности обучающихся на дорогах.
  • Достойный выбор
    В нашей школе уже много лет действует ученическое самоуправление, которое реализуется через детскую школьную Республику "Радуга". Система управления школьной Республики включает в себя работу мэров штатов (классов), министерств разных направлений...
Design by i-cons.ch / etosha-namibia.ch