• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Документы Рабочие программы Окружающий мир. 4 класс.

Окружающий мир. 4 класс.

E-mail Печать PDF

Рабочая программа по окружающему миру  разработана на основании

1.Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской     Федерации от 06.10.2009 №373)

3. Учебного плана МБОУ Новоникольская СОШ  на 2016-2017 учебный год.

4. Примерной и авторской программ начального общего образования по окружающему миру УМК  «Перспективная начальная школа». О. Н. Федотова,

Г. В. Трофимова, Л. Г. Кудрова,

Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю) 35 рабочих недель.

Содержание учебного предмета

Человек и природа

Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звезды и планеты. Солнцеближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Человек и общество

Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом (наземным, в том числе железнодорожным, воздушным и водным. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Человек и природа

Выпускник научится:

– узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

–  проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;

- следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

– использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

–  использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

–                     использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

– определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

– использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

– моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила  экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

– выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

– узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

– используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

–  оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

– осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

– ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

– наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах  образовательной организации, социума, этноса, страны;

– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

– определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Тематический план.

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Из них

Изучение нового и закрепление

Контрольные, лабораторные, экскурсии

 

Человек и природа

42

 

 

1

История отечества

7

7

-

2

Земля – планета солнечной системы

2

2

-

3

Путешествие по природным зонам России

13

12

1 экскурсия

4

Родной край – часть великой России

9

9

-

5

Человеческий организм

13

12

1 практ.

6

Изучаем органы чувств

5

4

1практич.

 

Человек и общество

26

 

-

7

Путешествие по странам мира

5

5

-

8

Москва как летопись истории России

11

11

-

9

Мы – граждане России

12

9

1 экскурсия

 

Итого:

70

66

4

Календарно – тематическое планирование

по окружающему миру 70часов (2 часа в неделю)

№п\п

Тема урока

Кол – во часов

Вид контроля

Дата по плану

Дата по факту

1-2.

Древние  славяне

2

Фронтальный опрос. Работа с раздаточным материалом

 

 

 

3.

Древняя Русь

1

Задания по группам

 

 

4.

Крещение Руси

1

Работа по группам

 

 

5.

Значимые события в разные исторические времена

1

Фронтальный опрос

 

 

6.

Московская Русь: основание Москвы. Первые московские князья.

1

Индивидуальный опрос

 

 

7.

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости.

1

Фронтальный опрос

 

 

8.

Планеты солнечной
системы.

1

Фронтальный опрос

 

 

9.

Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи.

1

Работа по группам

 

 

10.

Природные  зоны России.

1

Экскурсия

 

 

11-12.

Природные зоны России: ледяная зона.

2

Работа по группам

 

 

13-14.

Природные зоны России: зона тундры.

2

Беседа  по вопросам

Фронтальный опрос

 

 

15.

Природные зоны России: зона лесов.

1

Работа по группам

 

 

16.

Природные зоны России: зона лесов.

1

Фронтальный опрос

 

 

17-18.

Природные зоны России: зона степей.

2

Беседа по вопросам

Работа по группам

 

 

19-20.

Природные зоны России: зона пустынь.

.

2

Фронтальный опрос

Беседа по вопросам

 

 

21-22.

Природные зоны России: зона субтропиков.

2

Работа по группам.

Фронтальный опрос

 

 

 

23.

Родной край – часть великой России

1

Работа по группам

 

 

24.

Московское время, часовые пояса.

1

Фронтальный опрос

 

 

25.

Карта родного  края

1

Беседа по вопросам

 

 

26.

Поверхность и водоемы родного края.

1

Фронтальный опрос

 

 

27.

Полезные ископаемые.

1

Фронтальный опрос

 

 

28.

Растения и животный мир края

1

Устный опрос. Практическая работа

 

 

29.

Растения и животный мир края

1

Фронтальный опрос

 

 

30.

Народные промыслы родного края

1

Самостоятельная работа

 

 

31.

Заповедные места.

1

Индивидуальный опрос

 

 

32.

Общее представление о строении тела человека

1

Работа по группам

 

 

33.

Общее представление о строении тела человека

1

Фронтальный опрос

 

 

34.

Система органов: органы чувств.

1

Беседа по вопросам

 

 

35.

Система органов: опорно-двигательная

1

Фронтальный опрос

 

 

36-37.

Система органов: пищеварительная.

2

Фронтальный опрос

 

 

38-39.

Система органов: кровеносная

2

Беседа по вопросам

 

 

40-41.

Система органов: дыхательная

2

Фронтальный опрос

 

 

42.

Гигиена систем органов

1

Работа по группам

 

 

43.

Система органов: выделительная

1

Фронтальный опрос

 

 

44.

Система органов: нервная

1

Беседа по вопросам

 

 

45.

Роль органов чувств в жизнедеятельности организма

1

Практическая работа

 

 

46.

Роль органов чувств в жизнедеятельности организма

1

Устный опрос

 

 

47.

Роль органов чувств в жизнедеятельности организма

1

Работа по группам

 

 

48.

Роль органов чувств в жизнедеятельности организма

1

Фронтальный опрос

 

 

49.

Роль органов чувств в жизнедеятельности организма

1

Фронтальный опрос

 

 

50.

Границы  России

1

Работа по группам

 

 

51.

Границы России

1

Фронтальный опрос

 

 

52-53.

Соединенные штаты Америки.

2

Беседа по вопросам

 

 

54-55.

Великобритания

2

Фронтальный опрос

 

 

56.

Франция

1

Беседа по вопросам

 

 

57.

Страны и народы мира

1

Фронтальный опрос.

 

 

58.

Расположение на политической карте, главные достопримечательности стран.

1

Беседа по вопросам

 

 

59.

День народного единства

1

Фронтальный опрос

 

 

60.

Итоговая комплексная работа

1

Комплексная работа

 

 

61.

Москва как летопись истории России: память о войне 1812 года

1

Устный  опрос

 

 

62.

Москва как летопись России: память страны о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

1

Устный опрос

 

 

63.

Москва как летопись России: монумент «Покорителям космоса»

1

Самостоятельная
работа

 

 

64.

Москва как летопись истории России.

1

Работа  в парах
и по группам

 

 

65.

Российская Федерация.

1

Фронтальный опрос

 

 

66.

Конституция - Основной закон Российской Федерации. Президент Российской Федерации

1

Самостоятельная работа

 

 

67.

Государственная символика Российской Федерации.

1

Фронтальный опрос

 

 

68.

Экскурсия
в краеведческий музей

1

 

 

 

69-70.

Резервные уроки

2

 

 

 

Обновлено ( 07.10.2016 22:51 )  

Центр  по работе с одаренными детьми "РАДУГА"

Истории немеркнущие строки

Участник конкурса

Авторизация

Ученикам


Лента новостей

Design by i-cons.ch / etosha-namibia.ch