• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Документы Рабочие программы Рабочая программа по ИЗО

Рабочая программа по ИЗО

E-mail Печать PDF

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новоникольская средняя  общеобразовательная школа

Мичуринского района

Рассмотрена и рекомендована к

утверждению методическим

советом школы

Протокол №_1_ от 29.08.2016

 

Руководитель МС

 

_________________(Орлова Э.Э)

Утверждаю приказом

МБОУ Новоникольской СОШ

№ 144 от 29.08.2016г.

 

 

Директор

 

________________(Чернышова Л.Б.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по учебному предмету

«Изобразительное искусство»

5 -7 класс

 

 

 

 

 

 

 

с. Новоникольское, 2016 год

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основании           Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5-7 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Разработана на основе примерных программ по ИЗО «Просвещение» 2011 г., авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», рабочей программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» «Просвещение» 2011.

Рабочая программа рассчитана на данное количество часов:

5 класс -  35 часов

6 класс – 35 часов

7 класс – 35 часов

 

 

Содержание программы учебного предмета

«Изобразительное искусство»

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творчес­кую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное ис­кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на­родного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищ­ных и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про­фессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продол­жение художественно-эстетического образования, воспитания учащих­ся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художествен­ный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование  его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение  на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СD-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наив­но-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в сов­ременной жизни.

Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной  изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется  в практической, деятель­ностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

 

5 класс

I четверть.

Раздел I. «Древние корни народного искусства» (9 ч)

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство - уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, мировосприятием земледельца. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идея вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.

Тема 1: «Древние образы в народном искусстве» – 1 час.

Традиционные образы народного крестьянского искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно-важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далёкими предками.

Тема 2: «Убранство русской избы» – 2 часа.

Дом-мир, обжитый человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной  структуре и в декоре избы (крыша, фронтон-небо, рубленая клеть-земля, подклеть-подземный мир, знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания.) Декоративное убранство дома: охлупень, полотенца, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.

Тема 3: «Внутренний мир русской избы» – 1 час.

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет и др.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник и др. Круг предметов быта, труда, включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в народном жилище.

Тема 4: «Конструкция и декор предметов народного быта. Орнамент» – 2 часа.

Предметы народного быта (прялки, ковши, солоницы, хлебницы, и др.) область конструктивной фантазии, умелого владения материалом народных мастеров. Единство пользы и красоты предметов быта. Символическое значение элементов декора. Орнамент. Виды орнамента.

Тема 5: « Русская народная вышивка» – 1 час.

Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. Связь образов и мотивов с природой. Символика цвета (белый – женское начало, красный – мужское начало).

Тема 6: « Народный костюм» – 1 час.

Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплект (в основе – сарафан) и южнорусский (рубаха – основа женского и мужского костюма). Формы и декор женских головных уборов. Защитная функция декоративных элементов костюма. Символика цвета в народной одежде.

Тема 7: « Народные праздничные обряды» – 1 час.

Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землёй, в событиях природы (посев, созревание колоса, смена времён года). Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные обряды, осенние праздники), их символическое значение.

 

II четверть.

Раздел II. «Связь времен в народном искусстве»  (8 ч.)

Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий, традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.

Тема 1: «Древние образы в современных народных игрушках» – 1 час.

Магическая роль глиняной игрушки в древности.  Традиционные образы (конь, птица) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащим различным художественным промыслам. Единство формы и декора. Особенности цветового строя. Основные декоративные элементы росписи дымковской, филимоновской, каргопольской игрушки.

Тема 2: «Хохлома» – 1 час.

Краткие сведения из истории. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Слияние промысла с художественной  промышленностью. Своеобразие промысла. Травный узор – главный мотив. Фоновое письмо, его особенности.

Тема 3: «Искусство Гжели» – 1 час.

Краткие сведения из истории гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях гжельских мастеров. Слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сине-белые тона, мазок с тенями.

Тема 4: «Городецкая роспись» – 1 час.

Краткие сведения из истории. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Слияние промысла с художественной промышленностью. Бутоны, купавки, розаны – основные элементы. Птица и конь – традиционные мотивы. Основные приёмы росписи.

Тема 5: «Жостово. Роспись по металлу» – 1 час.

Краткие сведения из истории Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Слияние промысла с художественной промышленностью. Своеобразие промысла. Эффект объёмного изображения цветов. Основные приёмы: замалёвок, тенёжка, бликовка, чертёжка, привязка.

Тема 6: «Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте» – 1 час.

Краткие сведения из истории. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Дерево и береста – основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи, резное узорочье берестяных изделий. Слияние промысла с художественной промышленностью. Своеобразие промысла.

Тема 7: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни». (Обобщение темы четверти) –(2 ч.)

Выставка работ. Тестирование по теме.

III четверть.

Раздел III. «Декор - человек, общество, время»  (9 ч.)

Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Зап. Европы XVII века.

Тема 1: «Зачем людям украшения» – 2 часа.

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить вещь – значит, наполнить её смыслом, определить социальную роль её хозяина. Эта роль сказывается на всём образном строе вещи: характер деталей, рисунок орнамента, цветовой строй, композиции. Особенности украшений древних воинов охотников, вождя племени, фараона, царя и т. д.

Тема 2: «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества» – 2 часа.

Роль декоративно-прикладного искусства в древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества знатности египетских фараонов с помощью Декоративно – прикладного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности и др.) Различие одежд людей высших сословий. Символика цвета в украшениях.

Тема 3: «Одежда «говорит» о человеке» – 2 часа.

Одежда, костюм не только служит практическим целям, но и является особым знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия высших чиновников, одежда знатных китаянок, их украшения. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы 17 века (эпоха БАРОККО). Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности. Причудливость формы интерьера, мебели, древний костюм придворной знати. Одежда буржуазии, простых горожан.

Тема 4: «О чём рассказывают нам гербы и эмблемы» – 2 часа.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы, которые появились в Западной Европе в средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности. Основные части герба. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия). Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и т. д.

Тема 5: «Роль  декоративного искусства в жизни человека и общества» (обобщение темы) - 1 ч.

Выполнение практических заданий.

 

IV четверть.

Раздел IV. «Декоративное искусство в современном мире»  (8 ч.)

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и т.д.). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.

Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с современным материалом, формой, цветом, фактурой.

Коллективная работа в конкретном материале - от замысла до воплощения.

Тема 1: «Современное выставочное искусство» – 3 часа.

Многообразие материалов и техник. Насыщенность произведений яркой образностью, фантазией. Пластический язык материала, его роль в создании образа. Роль выразительных средств (форма, линия, цвет, пятно, фактура) в построении декоративной композиции в определённом материале. Декоративный ансамбль. Творческая интерпретация древних образов в работах современных художников.

Тема 2: «Ты сам – мастер» – 5 часов.

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом (коллаж, роспись по дереву, декупаж др.), постепенное, поэтапное выполнение работы. Деление общей композиции на фрагменты, соединение в блоки, монтаж в общее панно.

 

6 класс

 

I четверть

Раздел I. «Виды изобразительного искусства  и  основы  образного языка» (8ч)

Тема 1. « Изобразительное искусство в семье пластических искусств» - 1 час.

Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

Зрительный ряд: произведения разных видов пластических искусств.

Тема 2. «Рисунок — основа изобразительного творчества» - 1 час.

Рисунок основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.

Зрительный ряд: рисунки, созданные разными материалами, учебный рисунок, наброски и зарисовки мастеров, рис. разных жанров (пейзаж, сцены из жизни людей).

Тема 3. «Линия и ее выразительные возможности» - 1 час.

Выразительные свойства линии, виды и ее характер. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Тема 4. «Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен» - 1 час.

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное - светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.

Тема 5. «Цвет. Основы цветоведения» - 1 час.

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия по цветоведению; произведения импрессионистов, постимпрессионистов и российских художников конца XIX и XX вв

Тема 6. «Цвет в произведениях живописи» - 1 час.

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка.

Зрительный ряд: произведения живописи с ярко выраженным цветовым состоянием, а также живописные произведения с изображением букетов.

Тема 7. «Объемные изображения в скульптуре» - 1 час.

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др. и их выразительные свойства.

Зрительный ряд: рисунки и скульптурные произведения анималистического жанра — работы И.Ефимова и др.; В.Серов. Рисунки животных; А.Дюрер. Заяц; Рембрандт.

Тема 8. «Основы языка изображения» -1 час.

Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.

Зрительный ряд: примеры произведений изобразительного искусства в графике, живописи и скульптуре.

II четверть

Раздел II. «Мир наших  вещей. Натюрморт» (7ч)

Тема 1. «Художественное познание: реальность и фантазия» - 1 час.

Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

Зрительный ряд: произведения искусства, характерные для различных эпох и контрастные между собой по языку изображения.

Тема 2. «Изображение предметного мира — натюрморт» - 1 час.

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX в.

Зрительный ряд: изображения предметов, характеризующих действия человека в искусстве древности, например: в Древнем Египте — «Сбор плодов» (из гробницы в Бени-Гасане, XX век до н. э.) или «Музыканты» (из росписи гробницы Нахта в Фивах, XIV век до н. э. и др.); изображение предметов человека в искусстве Древней Греции и Рима. Мир вещей в искусстве Средних веков, в искусстве Возрождения. Натюрморт XVII, XVIII, XIX—XX веков.

Тема 3. «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира» - 1 час.

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Зрительный ряд: предметы, созданные человеком, и природные формы для анализа конструкции.

Тема 4. «Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива» - 1 час.

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

Зрительный ряд: геометрические тела из гипса и бумаги, таблицы и наглядные пособия, фрагменты с изображением предметного мира и архитектурных построек из произведений эпохи Возрождения.

Тема 5. «Освещение. Свет и тень» - 1 час.

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.

Зрительный ряд: освещенные боковым светом геометрические тела; натюрморт из простых предметов с боковым освещением; наглядные пособия и таблицы; произведения искусства — натюрморты из европейской живописи XVII—XVIII веков.

Тема 6. «Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте» - 1 час.

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника, и выразительность художественных техник. Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма.

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Зрительный ряд: изображения в печатной графике — гравюра и офорт в русском и европ. искусстве XV—XVIII в. (А. Дюрер. Гравюра «Святой Иероним в келье» и др.).

Тема 7. «Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)» - 1 час.

Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

Зрительный ряд: И.Грабарь. Неприбранный стол; Н.Сапунов. Ваза, цветы и фрукты; И.Машков. Красный натюрморт; А. Никич. Торжественный натюрморт; Б. Неменский. Память смоленской земли и др.

 

III четверть

Раздел III. «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном

искусстве» -  (11ч)

Тема 1. «Образ человека — главная тема искусства» - 1 час.

Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.  Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.

Зрительный ряд: примеры древнеегипетского портретного изображения в скульптуре, древнеримский скульптурный портрет, фаюмский портрет, изображение человека в искусстве Возрождения в Италии, портрет XVIII века. Портреты Рембрандта, Эль Греко, Веласкеса; русский портрет XVIII—XIX веков: портреты Ф. Рокотова, В. Боровиковского, Д. Левицкого, И. Репина, И. Крамского, В. Серова; портрет в русском искусстве XX века.

Тема 2. «Конструкция головы человека и ее пропорции» - 1 час.

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Зрительный ряд: наглядные пособия и таблицы, рисунки и фотографии лиц.

Тема 3. «Изображение головы человека в пространстве» - 1 час.

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.

Зрительный ряд: наглядные пособия и методические таблицы; учебный академический рисунок гипсовой головы со стадиями работы; А. Дюрер. Головы к напечатанному учению о пропорциях; Леонардо да Винчи. Схема пропорций мужской головы; П. Рубенс. Девять различных голов на одном листе; Г. Гольбейн Младший. Набросок конструкции головы в ракурсе; Рембрандт. Девять студий голов.

Тема 4. «Графический портретный рисунок и выразительность

образа человека» - 1 час.

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.  Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.

Зрительный ряд: Г.Гольбейн Младший. Графические портреты; А.Дюрер. Набросок к «Апостолу Марку»; графические портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова, 3. Серебряковой, К. Сомова, М. Врубеля, Графические портреты брянских художников (В. Хроменков, Т. Папсуева, А. Ромашевский и др.)

Тема 5. « Портрет в скульптуре» - 1 час.

Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Зрительный ряд: скульптурный портрет в Древнем Риме; Л. Бернини. Портрет герцога д'Эсте; Ж. Гудон. Бюст Вольтера; Ф. Шубин. Портрет князя Голицына; Н. Андреев. Панька; А. Голубкина. Мальчик; С.Коненков. Михрюша.

Тема 6. «Сатирические образы человека» - 1 час.

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Зрительный ряд: гротесковые рисунки голов работы Леонардо да Винчи; сатирические образы О. Домье в скульптуре и графике; сатирические рисунки В. Дени, Д. Кардовского; политическая сатира Б. Ефимова, Кукрыниксов.

Тема 7. «Образные возможности освещения в портрете» - 1 час.

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Зрительный ряд: графические и живописные портреты Рембрандта; изображения человека в произведениях Ж. де Латура, М. Караваджо, К. Брюллова; И. Репин. Мужичок из робких; фотографии головы в разном освещении.

Тема  8. «Портрет в живописи» - 1 час.

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.

Зрительный ряд: портреты Рафаэля, Тициана, А. Ван Дейка, Д. Веласкеса, Гейнсборо; портреты Д. Левицкого, Ф. Рокотова,  В.Боровиковского; И.Крамской. Неизвестная; В.Серов. Портрет О. М. Орловой, М. Н. Ермолова; 3. Серебрякова. Автопортрет. За туалетом; портреты М. Врубеля.

Тема 9. « Роль цвета в портрете» - 1 час.

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

Зрительный ряд: О.Ренуар. Портрет Ж. Самари; В.Серов. Девочка с персиками. Девушка, освещенная солнцем; В.Ван Гог. Портрет доктора Гаше; Ф.Малявин. Вихрь; А.Архипов. Крестьянка в красном.

Тема 10. «Великие портретисты (обобщение темы)» - 1 час.

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Портретисты Брянщины.

Зрительный ряд: произведения  зарубежных и русских великих художников-портретистов, работы брянских художников-портретистов (М. Решетнева,  В. Волкова, В. Воробьева  и др.)

IV четверть

Раздел IV. «Человек и пространство  в  изобразительном  искусстве» - (8 ч)

Тема 1. «Жанры в изобразительном искусстве» - 1 час.

Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.

Зрительный ряд: примеры по каждому жанру.

Тема 2. «Изображение пространства» - 1 час.

Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.

Зрительный ряд: древнеегипетские росписи стен с фризовой композицией; примеры древнегреческой вазописи; помпейские фрески; византийская мозаика и древнерусская иконопись; эпоха Возрождения: работы Пьеро дела Франчески, Андреа Мантеньи, Леонардо да Винчи (Благовещение, Тайная вечеря), пространство в произведениях П. Веронезе и Тициана.

Тема 3. «Правила линейной и воздушной перспективы» - 1 час.

Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воз душной перспективы и изменения контрастности.

Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия о правиле перспективы; А.Дюрер. Художник, рисующий портрет при помощи перспективного экрана; Б. Пинтуриккио. Портрет мальчика; П. Делла Франческа. Городской пейзаж с изображение идеального города; С. Щедрин. Веранда, обвитая виноградом. Новый Рим; И. Левитан. Владимирка, Осенний день. Сокольники; И. Шишкин. Рожь.

Тема 4. «Пейзаж — большой мир. Организация

изображаемого пространства» - 1 час.

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

Зрительный ряд: Н. Пуссен. Пейзаж с Полифемом; К. Лоррен. Пейзаж с похищением Европы; П. Брейгель. Времена года; С.Щедрин. Вид на Капри; И. Левитан. Над вечным покоем; Н. Рерих. Гималаи.

Тема 5. «Пейзаж-настроение. Природа и художник» - 1 час.

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Знакомство  с творчеством художников-пейзажистов Брянской области

Зрительный ряд: К. Моне. Впечатления. Восход солнца, Поле маков; П. Сезанн. Гора Сент-Виктуар; В. Ван Гог. Пшеничное поле и кипарисы; И. Левитан. Золотая осень, Март. Большая вода; И.Грабарь. Февральская лазурь, Мартовский снег  и др.

Тема 6. «Городской пейзаж» - 1 час.

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации.

Зрительный ряд: венецианский и голландский пейзажи XVII века, городской пейзаж в русском искусстве конца XIX — начала XX века, город в живописи и графике в русском искусстве XX в.

Тема 7. «Выразительные возможности изобразительного искусства.

Язык и смысл» - 1 час.

Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

Зрительный ряд: произведения живописи, графики и скульптуры; портреты, пейзажи и натюрморты разных народов и эпох.

 

7 класс

 

I четверть

Раздел I. «Изображение фигуры человека и образ человека» - (8 ч)

Изображение человека в живописи, графике, скульптуре. Пропорции и строение фигуры человека. Изображение фигуры человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире.

Тема 1. «Изображение фигуры человека и образ человека

в истории искусств» - 2 час.

Изображение человека в древних культурах Египта, Индии, Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.  

Тема 2. «Пропорции и строение фигуры человека» - 1 час.

Конструкция фигуры, основные пропорции и их индивидуальная изменчивость.

Тема 3. «Лепка фигуры человека» - 1 час.

Виды скульптуры. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве. Скульптура эпохи Возрождения. Образ человека – главная тема скульптуры.

Тема 4. «Наброски фигуры человека с натуры» - 2 час.

Набросок как вид рисунка. Образная выразительность фигуры человека.

Тема 5. «Понимание красоты человека в европейском и русском

искусстве» - 1 час.

Человек – главная тема в искусстве. Восприятие произведений изобразительного искусства.

Тема 6. «Обобщающий урок по теме «Изображение фигуры человека и образ человека» - 1 час.

Отражение  в художественных образах представления о красоте человека в различные исторические эпохи: понимание красоты человека в античном искусстве, духовная красота человека в средние века в европейском и русском искусстве, драматический образ человека. Сострадание к человеку и воспевание его внутренней силы. Высокое значение индивидуальности. Потеря высоких идеалов  человечности в европейском искусстве конца 20 века.

II четверть

Раздел II. «Поэзия повседневности» - (8 ч)

Изображения обыденной жизни людей в истории искусства. Бытовой жанр в изобразительной искусстве и его значение в понимании истории человечества и современной жизни человека. Выражение мировоззрения и общественных идеалов в изображении повседневной жизни в искусстве разных эпох и народов. Поэзия понимания мира и себя в этом мире. Углубление и развитие композиционного мышления: представление о целостности композиции, об образных  возможностях  изобразительного искусства. Развитие наблюдательности и интереса к жизни людей, образного видения обыденных сюжетов окружающей повседневной жизни. Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.

Тема 1. «Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов» - 1 час.

Бытовые темы и их поэтическое воплощение в искусстве Китая и Японии.

Тема 2. «Тематическая картина. Бытовой и исторический жанр» - 1час.

Понятие жанра. Подвижность границ между жанрами. Тематическое богатство внутри жанров. Восприятие произведение искусства. Систематизация по жанрам репродукций произведений.

Тема 3. «Творчество А. Г. Венецианова, П. А. Федотова» - 1 час.

Художественные направления 19 века (реализм). Работа над проектом «Творчество русских художников».

Тема 4. «Творчество художников-передвижников» - 1 час.

История создания Товарищества передвижников. Художник – выразитель мыслей, чувств, идей своего времени. Творчество Крамского, И. Репина, В. Перова, Пукирева.

Тема 5. «Государственная Третьяковская галерея» - 2 час.

История создания галереи. П. М. Третьяков – человек, гражданин.

Тема 6. «Сюжет и содержание в картине» - 1 час.

Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях ИЗО. Выполнение композиционных набросков, различных по сюжету, но на одну тему.

Тема 7. «Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве» - 1 час.

Поэтическое восприятие жизни. Умение художников видеть значимость каждого момента жизни. Творчество Пименова, Пластова, Дейнеки, Решетникова. Выполнение композиционных рисунков на темы: «Жизнь моей семьи», «Жизнь моего села», др.

 

III четверть

Раздел III. «Великие темы жизни» - (11 ч)

Историческая тема в  искусстве как изображение  наиболее значительных  событий в жизни общества. Мифологические и библейски темы в искусстве и их особое значение в развитии самосознания общества. Тематическая картина как обобщённый и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью. Историческая картина  в европейском и русском искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве 20 века.

Тема 1. «Исторические  и мифологические темы в искусстве разных эпох» - 1 час.

Ознакомление с монументальной живописью (фреска, мозаика, панно).  Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: мифологическая картина, картина на библейские темы, батальная картина.

Тема 2. «Тематическая картина в русском искусстве XIX века» - 1  час.

Ознакомление с историческими батальными жанрами. Появление исторической картины  с появлением исторической науки. Образ могучего вольнолюбивого народа, его судьба и национальный характер, драматический героизм, жизнелюбие и многоликие оттенки переживаний людей в творчестве В. Сурикова.

Тема 3. «Процесс работы над тематической картиной» - 3 часа.

Ознакомление с творчеством художников бытового и исторического жанров (Репин, Суриков, Брюллов). Роль подготовительной работы при создании картины. Этапы создания картины. Замысел и его выражение в эскизах.  Этюды и зарисовки – сбор натурного материала. Развитие композиции.

Тема 4. «Библейские темы в изобразительном искусстве» - 1 час.

Ознакомление с русской иконописью, особенностью перспективы, композициями на библейские темы.

Тема 5.  «Монументальная скульптура и образ истории народа» - 2 часа.

Роль монументальных памятников в исторической памяти народа и народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы. Ознакомление с творчеством художников-монументалистов.

Тема 6. «Место и роль картины в искусстве XX века» - 3 часа.

Творчество выдающихся живописцев XX века (по выбору учителя). Искусство мечты и печали, протеста и борьбы. Искусство плаката. Роль плаката.

 

IV четверть

Раздел IV. «Реальность жизни и художественный образ» - (7 ч)

Обобщение и систематизация полученных знаний и представлений об искусстве. Главная задача обучения искусству – живое эмоциональное, глубокое восприятие произведений изобразительного искусства ради нового понимания и богатого переживания жизни. Создание коллективных  или индивидуальных  творческих проектов.

Тема 1. «Искусство иллюстрации. Слово и изображение» - 2 часа.

Искусство оформления книги. Искусства временные и пространственные.  Иллюстрация как форма взаимосвязи слова и иллюстрации.  Творчество известных иллюстраторов  книг.

Тема 2. «Зрительские умения и их значение для современного человека» - 1 час.

Представления о зрительских умениях. Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». Творческий характер зрительского восприятия. Зрительная и смысловая организация картины.

Тема 3. «История искусств и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве (импрессионизм и реализм)» - 2 часа.

Связь искусства с жизнью; взаимопроникновение; взаимодействие; отражение истории человечества в искусстве. Представление о стилях и направлениях в искусстве: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского востока, стиль эпохи Возрождения, барокко и классицизм, модерн. Направления в искусстве Нового времени.  Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. Примеры художественных направлений 20 века. Постмодернизм. Массовое искусство.

Тема 4. «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в

культуре» - 1 час.

Ознакомление с хранилищами мирового искусства. Третьяковская галерея в Москве. Эрмитаж и Русский музей в Петербурге. Лувр в Париже. Метрополитен в Нью-Йорке, др.

Тема 5.  «Обобщающий урок» - 1 час.

Подведение итогов год.

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

В результате изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне основного общего образования:

 

Выпускник научится:

ü характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки);

ü создавать декоративные изображения на основе русских образов;

ü раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

ü создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

ü создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

ü определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

ü создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

ü создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

ü  умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

ü выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

ü владеть практическими навыками выразительного использования- фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

ü распознавать и называть игрушки ведущих народных- художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

ü характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты- на основе народных традиций;  различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

ü различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;

ü находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

ü различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

ü называть пространственные и временные виды искусства и- объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

ü классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

ü объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

ü  композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

ü создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

ü простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

ü навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

ü  изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение- простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

ü создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

ü строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

ü характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

ü  передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

ü  творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;

ü  выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

ü  рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

ü применять перспективу в практической творческой работе;

ü навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;

ü  навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

ü  видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

ü навыкам создания пейзажных зарисовок;

ü различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

ü  пользоваться правилами работы на пленэре;

ü использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте;

ü осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

ü навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

ü различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

ü определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

ü пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими- графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

ü различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

ü различать и характеризовать виды портрета;

ü понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

ü пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

ü видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;

ü видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;

ü использовать графические материалы в работе над портретом;

ü использовать образные возможности освещения в портрете;

ü пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;

ü  называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;

ü навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений- фигуры человека;

ü  навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного- образа;  навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;

ü  рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;

ü  приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;

ü  характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;

ü объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;

ü изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;

ü узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая- живопись»;

ü перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно-тематической картины;

ü характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;

ü узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;

ü характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;

ü рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;

ü называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;

ü творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;

ü творческому опыту по разработке художественного проекта разработки композиции на историческую тему;

ü творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;

ü представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;

ü называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;

ü узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;

ü характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;

ü рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;

ü описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;

ü творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;

ü анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;

ü культуре зрительского восприятия;

ü характеризовать временные и пространственные искусства;

ü понимать разницу между реальностью и художественным образом;

ü представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг( И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский);

ü опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;

ü собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);

ü представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;

ü опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;

ü систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

ü  распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

ü  понимать сочетание различных объемов в здании;

ü понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

ü иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;

ü понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

ü различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

ü характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

ü понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;

ü осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;

ü применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;

ü применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

ü создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

ü создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;

ü получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

ü приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;  характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

ü понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII–XIX веков;

ü называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;

ü понимать основы краткой истории костюма;

ü характеризовать и раскрывать смысл композиционно - конструктивных принципов дизайна одежды;

ü применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны;

ü использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно - ландшафтных объектов;

ü отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный- композиционный замысел;

ü использовать графические навыки и технологии выполнения- коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;

ü узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;  различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;

ü различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;

ü узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;

ü характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;  раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;

ü работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

ü различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;

ü создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

ü работать над эскизом монументального произведения (витраж,- мозаика, роспись, монументальная скульптура);

ü использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

ü сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;

ü рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;

ü ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;

ü использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;

ü выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;

ü характеризовать признаки и особенности московского барокко;

ü создавать разнообразные творческие работы (фантазийные- конструкции) в материале.

 

Выпускник получит возможность научиться:

ü активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

ü владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

ü различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

ü осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;  выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;

ü понимать специфику изображения в полиграфии;

ü различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);

ü различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);

ü проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;

ü создавать художественную композицию макета книги, журнала;

ü называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;

ü называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;

ü называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;

ü называть имена выдающихся художников «Товарищества- передвижников» и определять их произведения живописи;

ü называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;

ü понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;

ü активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

ü определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;

ü использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

ü создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

ü называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;

ü создавать разнообразные творческие работы (фантазийные- конструкции) в материале;

ü узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и- XX веков;

ü узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;

ü осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

ü применять творческий опыт разработки художественного проекта создания композиции на определенную тему;

ü понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;

ü характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель.- А. Гауди;

ü создавать с натуры и по воображению архитектурные образы- графическими материалами и др.;

ü работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

ü использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

ü характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;

ü получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;

ü использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;

ü понимать основы сценографии как вида художественного творчества;

ü понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;

ü называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);

ü различать особенности художественной фотографии;

ü различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);

ü понимать изобразительную природу экранных искусств;

ü характеризовать принципы киномонтажа в создании- художественного образа;

ü различать понятия: игровой и документальный фильм;

ü называть имена мастеров российского кинематографа.- С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;

ü понимать основы искусства телевидения; понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;

ü применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;

ü применять в практике любительского спектакля художественно - творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;

ü добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;

ü использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;

ü применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;

ü пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;

ü понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

ü применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;

ü применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

ü использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;

ü применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;

ü смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;

ü использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;

ü реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в  практике создания видео-этюда.

Учебно-тематический план

по предмету «Изобразительное искусство»

5 класс

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала:

 

Четверть

Тема / Раздел

Кол-во часов

I

Раздел I.  Древние корни народного искусства

9

Древние образы в народном искусстве.

1

Убранство русской избы.

2

Внутренний мир русской избы.

1

Конструкция и декор предметов народного быта. Орнамент.

2

Русская народная вышивка.

1

Народный костюм.

1

Народные праздничные обряды.

1

II

Раздел II.  Связь времен в народном искусстве.

8

Древние образы в современных народных игрушках.

1

Хохлома.

1

Искусство Гжели.

1

Городецкая роспись.

1

Жостово. Роспись по металлу.

1

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

1

Роль народных художественных промыслов в современной жизни. (Обобщение темы четверти).

2

III

Раздел III.  Декор - человек, общество, время.

9

Зачем людям украшения.

2

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

2

Одежда «говорит» о человеке.

2

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

2

Роль  декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

1

IV

Раздел IV.  Декоративное искусство в современном мире.

8

Современное выставочное искусство.

3

Ты сам – мастер.

5

Резерв

1

За год

35

6 класс

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала:

Четверть

Тема / Раздел

Кол-во часов

I

Раздел I.  Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.

8

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

1

Рисунок — основа изобразительного творчества

1

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

1

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

Цвет. Основы цветоведения.

1

Цвет в произведениях живописи.

1

Объемные изображения в скульптуре.

1

Основы языка изображения.

1

II

Раздел II.  Мир наших вещей. Натюрморт.

7

Художественное познание: реальность и фантазия.

1

Изображение предметного мира — натюрморт.

1

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

Изображение предмета  на плоскости и линейная перспектива

1

Освещение. Свет и тень.

1

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.

1

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

1

III

Раздел III. Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.

11

Образ человека — главная тема искусства.

1

Конструкция головы человека и ее пропорции.

1

Изображение головы человека в пространстве.

1

Графический портретный рисунок и выразительность

образа человека.

2

Портрет в скульптуре.

1

Сатирические образы человека.

1

Образные возможности освещения в портрете.

1

Портрет в живописи.

2

Великие портретисты (обобщение темы).

1

IV

Раздел IV. «Человек и пространство в изобразительном искусстве».

8

Жанры в изобразительном искусстве.

1

Изображение пространства.

1

Правила линейной и воздушной перспективы.

1

Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства.

1

Пейзаж-настроение. Природа и художник.

1

Городской пейзаж.

1

Выразительные возможности изобразительного искусства.

Язык и смысл.

1

Обобщающий урок.

1

Резерв

1

За год

35

 

7 класс

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала:

Четверть

Тема / Раздел

Кол-во часов

I

Раздел I.  «Изображение фигуры человека и образ человека».

8

Изображение фигуры человека и образ человека в истории искусств.

2

Пропорции и строение фигуры человека.

1

Лепка фигуры человека.

1

Наброски фигуры человека с натуры.

2

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

1

Обобщающий урок по теме «Изображение фигуры человека и образ человека».

1

II

Раздел II. «Поэзия повседневности»

8

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

1

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанр.

1

Творчество А. Г. Венецианова, П. А. Федотова.

1

Творчество художников-передвижников.

1

Государственная Третьяковская галерея.

2

Сюжет и содержание в картине.

1

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

1

III

Раздел III. «Великие темы жизни»

11

Исторические  и мифологические темы в искусстве разных эпох.

1

Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

1

Процесс работы над тематической картиной.

3

Библейские темы в изобразительном искусстве.

1

Монументальная скульптура и образ истории народа.

2

Место и роль картины в искусстве XX века.

3

IV

Раздел IV. «Реальность жизни и художественный образ».

7

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

2

Зрительские умения и их значение для современного человека.

1

История искусств и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве (импрессионизм и реализм).

2

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

1

Обобщающий урок

1

Резерв

1

За год

35

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новоникольская средняя  общеобразовательная школа

Мичуринского района

Рассмотрена и рекомендована к

утверждению методическим

советом школы

Протокол №_1_ от 29.08.2016

 

Руководитель МС

 

_________________(Орлова Э.Э)

Утверждаю приказом

МБОУ Новоникольской СОШ

№ 144 от 29.08.2016г.

 

 

Директор

 

________________(Чернышова Л.Б.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по

изобразительному искусству.

5  класс

Учитель: Бобровская Ю.А.

2016-2017 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Виды и формы контроля

по плану

по факту

Раздел I. Древние корни народного искусства.

1

Древние образы в народном искусстве.

03.09.2016

03.09.2016

Фронтальный опрос. Рисунок на тему «Древние образы в резьбе по дереву, росписи»

2 - 3

Убранство русской избы.

10.09./17.09.2016

10.09./17.09.2016

Комбинированный, индивидуальный контроль.

Рисунок наличника окна с характерным орнаментом.

Рисунок фасада русской избы.

4

Внутренний мир русской избы.

24.09.2016

24.09.2016

Текущий. Рисунок внутреннего убранства избы.

5

Конструкция и декор предметов народного быта. Орнамент.

01.10.2016

 

Текущий. Работа со словарем. Создание узора в полосе.

6

Конструкция и декор предметов народного быта. Орнамент.

08.10.2016

 

Индивидуальный контроль. Рисунок кувшина с характерной орнаментальной композицией.

7

Русская народная вышивка.

15.10.2016

 

Текущий. Рисунок вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

8

Народный костюм.

22.10.2016

 

Текущий. Рисунок матрешки (отображение основных элементов: рубаха и сарафан)

9

Народные праздничные обряды.

29.10.2016

 

Обобщающий. Урок-праздник. Подбор загадок, выполнение творческой работы «Рисуем отгадки и народным загадкам».

Раздел II. Связь времен в народном искусстве.

 

10

Древние образы в современных народных игрушках.

12.11.2016

 

Текущий. Рисунок дымковской, каргопольской или филимоновской игрушки с помощью шаблона. Роспись характерным орнаментом.

11

Хохлома.

19.11.2016

 

Текущий. Выполнить основные элементы хохломской росписи

12

Искусство

Гжели.

26.11.2016

 

Текущий. Вырезать из бумаги развертку посуды (чашка, чайник, тарелка), склеить и украсить их росписью с использованием традиционных приемов письма.

13

Городецкая

роспись.

03.12.2016

 

Комбинированный. Выполнить рисунок основных элементов городецкой росписи – «купавка» и «розан», выполнить аппликацию по мотивам Городецкой росписи.

14

Жостово. Роспись по металлу.

10.12.2016

 

Текущий. Рисунок подноса, роспись по мотивам жостовской  росписи.

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

17.12.2016

 

Текущий. Рисунок карандашницы или создание карандашницы из бумаги в технике прорезной аппликации.

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).

24.12.2016

 

Текущий. Изготовление подарочных дисков в технике «Граттаж» (процарапывание) с использованием любую из изученных росписей.

17

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).

31.12.2016

 

Обобщение.Тестирование по теме «Народное искусство».

Раздел III. Декор – человек, общество, время.

 

18

Зачем людям украшения. Украшения в жизни древних обществ. Древний Египет.

14.01.2016

 

Текущий. Рисунок украшений с характерными знаковыми элементами.

19

Зачем людям украшения.

Образный строй вещи.

21.01.2016

 

Рисунок царского трона.Урок применения предметных умений и знаний.

20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

28.01.2016

 

Текущий. Творческая работа на тему «Искусство Древнего Египта. Вещь в жизни хозяина».

21

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

04.02.2016

 

Комбинированный. Рисунок одежды египтянина.

22

Одежда «говорит» о человеке.

11.02.2016

 

Текущий. Изготовление и роспись шаблона фигуры человека в праздничной одежде.

23

Одежда «говорит» о человеке.

18.02.2016

 

Комбинированный. Работа в группах над проектом «Бал во дворце».

24

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

25.02.2016

 

Урок формирования первоначальных предметных умений. Создать на выбор (нарисовать) «Символ знаний», «Символ доброты», «Символ милосердия», «Символ мира».

25

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

04.03.2016

 

Комбинированный. Выполнить проект собственного герба или эмблемы своей семьи. Работа в парах.

26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

11.03.2016

 

Индивидуальный. Выполнение практических заданий

Раздел IV. Декоративное искусство в современном мире.

 

27

Современное выставочное искусство. Керамика.

18.03.2016

 

Текущий. Создать фантазийный рисунок вазы.

28

Современное выставочное искусство. Художественное стекло и художественная ковка.

08.04.2016

 

Текущий. Рисунок сказочных ворот с элементами художественной ковки.

29

Современное выставочное искусство. Гобелен и батик.

15.04.2016

 

Комбинированный. Выполнение творческих заданий.

30-31

Ты сам – мастер.

22.04.2016/

29.04.2016

 

Комбинированный. Создать мозаичное изображение. Работа в группах.

32-33

Ты сам – мастер.

06.05.2016/

13.05.2016

 

Комбинированный. Создание цветов из салфеток.

34

Ты сам – мастер

(итоговый урок).

20.05.2016

 

Индивидуальный. Тестовые задания.Создание буквенных шаблонов.

35

Резервное время.

27.05.2016

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новоникольская средняя  общеобразовательная школа

Мичуринского района

Рассмотрена и рекомендована к

утверждению методическим

советом школы

Протокол №_1_ от 29.08.2016

 

Руководитель МС

 

_________________(Орлова Э.Э)

Утверждаю приказом

МБОУ Новоникольской СОШ

№ 144 от 29.08.2016г.

 

 

Директор

 

________________(Чернышова Л.Б.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по

изобразительному искусству.

6  класс

Учитель: Бобровская Ю.А.

2016-2017 учебный год.

 

 

 

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Виды и формы контроля

по плану

по факту

Раздел I. Виды изобразительного искусства и

основы образного языка(8 часов)

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

05.09.2016

05.09.2016

Фронтальный опрос. Беседа  об искусстве и его видах.

2

Рисунок – основа изобразительного творчества.

12.09.2016

12.09.2016

Комбинированный, индивидуальный контроль. Создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры.

3

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

19.09.2016

19.09.2016

Урок новых знаний.

Выполнение (по представлению) линейных рисунков  трав, которые колышет ветер.

4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

26.09.2016

26.09.2016

Комбинированный, индивидуальный контроль. Изображение различных осенних состояний в природе.

5

Цвет. Основы цветоведения.

03.10.2016

 

Фронтальный опрос. Фантазийные изображения сказочных царств  ограниченной палитрой  («Царство Снежной Королевы»).

6

Цвет в произведениях живописи.

10.10.2016

 

Комбинированный, индивидуальный контроль. Изображение осеннего букета с разным настроением – радостный, грустный, торжественный.

7

Объемные изображения в скульптуре.

17.10.2016

 

Комбинированный, индивидуальный контроль. Объемные изображения животных в разных материалах.

8

Основы языка изображения.

24.10.2016

 

Комбинированный. Беседа. Обобщение материала темы.

Раздел II. Мир наших вещей. Натюрморт.(7 часов)

 

9

Реальность и фантазия в творчестве художника.

07.11.2016

 

Урок новых познаний. Беседа «Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека».

10

Изображение предметного мира – натюрморт.

14.11.2016

 

Фронтальный опрос. Комбинированный. Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм.

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

21.11.2016

 

Комбинированный. Конструирование из бумаги простых геометрических тел.

12

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.

28.11.2016

 

Фронтальный опрос. Комбинированный. Изображение конструкций из нескольких геометрических тел (зарисовки).

13

Освещение. Свет и тень.

05.12.2016

 

Комбинированный. Урок повторения.

14

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.

12.12.2016

 

Оттиск аппликации на картоне. Работа над изображение натюрморта  в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный и т.п.

15

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

19.12.2016

 

Урок обобщения. Работа над натюрмортом, который можно было бы назвать «Натюрморт – автопортрет»

Раздел III. Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном

искусстве.(11 часов)

 

16

Образ человека – главная тема искусства.

26.12.2016

 

Урок новых познаний. Беседа «Изображение человека в искусстве разных эпох. Великие художники - портретисты».

17

Конструкция головы человека и ее пропорции.

16.01.2017

 

Урок новых знаний. Работа над рисунком или аппликацией – изображение головы с соотнесенными по-разному деталями лица.

18

Изображение головы человека в пространстве.

23.01.2017

 

Комбинированный. Объемное конструктивное изображение головы. Аппликация с дорисовками.

19 - 20

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

30.01.2017/

06.02.2017

 

Комбинированный. Набросок с натуры друга или одноклассника.

21

Портрет в скульптуре.

13.02.2017

 

Урок новых познаний. Беседа.

22

Сатирические образы человека.

20.02.2017

 

Комбинированный. Фронтальный опрос. Изображение сатирических образов литературных героев или дружеские шаржи.

23

Образные возможности освещения в портрете.

27.02.2017

 

Комбинированный. Фронтальный опрос. Наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении (черная акварель, кисть, бумага).

24 - 25

Портрет в живописи.

06.03.2017/

13.03.2017

 

Комбинированный. Фронтальный опрос. Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.

26

Великие портретисты (обобщение темы).

20.03.2017

 

Урок обобщения. Беседа «Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников»

Раздел IV. Человек и пространство в изобразительном

искусстве (8 часов).

 

27

Жанры в изобразительном искусстве.

03.04.2017

 

Комбинированный. Беседа «Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина»

28

Изображение  пространства.

10.04.2017

 

Комбинированный. Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве.

29

Правила линейной и воздушной перспективы.

17.04.2017

 

Комбинированный. Изображение уходящей в даль аллеи с соблюдением правил линейной  и воздушной перспективы.

30

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

24.04.2017

 

Комбинированный. Урок обобщения.

31

Пейзаж-настроение. Природа и художник.

08.05.2017

 

Комбинированный. Фронтальный опрос. Урок повторения.

32

Городской пейзаж.

15.05.2017

 

Урок обобщения. Создание графической композиции «Мой город».

33

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

22.05.2017

 

Комбинированный. Фронтальный опрос.

34

Обобщающий урок.

29.05.2017

 

Беседа.Обобщение материала учебного года.

35

Резерв.

 

 

 

Обновлено ( 13.10.2016 13:59 )  

Центр  по работе с одаренными детьми "РАДУГА"

Истории немеркнущие строки

Участник конкурса

Авторизация

Ученикам


Лента новостей

  • Азбука лепки
    В первой младшей группе № 1 в рамках непрерывно-образовательной деятельности по лепке дети овладевают "азбукой лепки" - базовыми приемами лепки, на основе которых можно сделать много разных фигур.
  • Олимпийцы, вперёд!
    14 ноября 2017 года в МОУ Школа с. Аксарка состоялась торжественная линейка, посвящённая открытию муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
Design by i-cons.ch / etosha-namibia.ch