• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Документы Рабочие программы Рабочая программа по русскому языку

Рабочая программа по русскому языку

E-mail Печать PDF

Рабочая программа по русскому языку разработана на основании

Федерального закона от 29.12. 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897) и авторской программы «Русский язык. Рабочие программы». Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9-х классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др. – 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011 год.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования, в том числе:

5 класс - всего 210 часа в год; в неделю 5 часов

6 класс - всего 210 часа в год; в неделю 6 часов

7 класс - всего 140 часов в год; в неделю 4 часа

8 класс - всего 140 часов в год; в неделю 4 часа

9 класс - всего 102 часа в год; в неделю 3 часа

Содержание учебного предмета

Речь. Речевая деятельность

Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).

Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.

Специфика художественного текста.

Анализ текста.

Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.

Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.

Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Культура речи

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.

Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.

Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.

Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).

Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

Фонетика, орфоэпия и графика

Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова.

Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.

Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний по фонетике в практике правописания.

Морфемика и словообразование

Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.

Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.

Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.

Понятие об этимологии.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.

Морфологический анализ слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).

Применение знаний по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

5 класс

№ Содержание Количество часов Характеристика учебной деятельности

1 Язык и общение 3 Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка

2 Вспоминаем, повторяем, изучаем 20 Имеют представление об орфографии как о системе правил

Осваивают содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования

Используют орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

3 Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 30 Овладевают основными понятиями синтаксиса

Распознают (выделяют) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слово в словосочетании;

Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи

Распознают виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; утвердительные и отрицательные предложения

Моделируют предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные, утвердительные, отрицательные); употребляют их в речевой практике

4 Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи 15 Овладевают основными понятиями фонетики

Распознают гласные и согласные, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и непарные по мягкости/твердости, звонкости/глухости звуки

Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую

Определяют место ударного слога, наблюдают за перемещением ударения при изменении формы слова, употребляют в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами

5 Лексика. Культура речи. 8 Отличают слова от других единиц языка

Объясняют различие лексического и грамматического значений слова; толкуют лексическое значение слов различными способами

Оценивают собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления

6 Морфемика. Орфография. Культура речи.

22 Овладевают основными понятиями морфемики и словообразования

Опознают морфемы и членят слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа

7 Морфология. Орфография. Культура речи. Овладевают основными понятиями морфологии

8 Имя существительное. 21 Распознают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные; склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа; приводят примеры

Определяют род, число, подеж, тип склонения имен существительных

Имя прилагательное

13

Определяют род, число, падеж имен прилагательных

Правильно произносят прилагательные в краткой форме (ставят ударение)

Используют в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов

Глагол

35

Определяют тип спряжения глаголов, соотносят личные формы глагола с инфинитивом

Правильно употребляют при глаголах имена существительные в косвенных падежах, согласовывают глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным именем существительным среднего рода и собирательным существительным

Выбирают форму глагола для выражения разной степени категоричности при выражении волеизъявления

Повторение и систематизация изученного.

7 Адекватно принимают основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно или на слух

Передают в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения

Создают устные и письменные монологические и диалогические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения; письменные высказывания разной коммуникативной направленности с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций

Резервные уроки 3

Итого 175 часов

6 класс

№ Содержание Количество часов Характеристика учебной деятельности

1 Язык, речь, общение 4 Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка

2 Повторение изученного в 5 классе 14 Осваивают содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования

Используют орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

3 Текст 10 Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Используют справочные материалы учебника , библиотек, Интернета

Понимают, структурируют, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Вносят необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Сравнивают предметы, объекты: находить общее и различие.

Группируют, классифицируют предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Вступают в диалог (отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное).

Участвуют в коллективном обсуждении учебной проблемы.

4 Лексика. Культура речи 14 Наблюдают за использованием слов в переносном значении в художественной и разговорной речи; синонимов в художественных, публицистических и учебно-научных текстах, антонимов, устаревших слов и неологизмов, диалектизмов в языке художественной литературы

Характеризуют слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски

Осуществляют выбор лексических средств и употребляют их в соответствии со значением и сферой общения

Извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря) и используют ее в различных видах деятельности

5 Фразеология. Культура речи 3 Опознают фразеологические обороты по их признакам

Различают свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные

Наблюдают за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т.д. как средств выразительности в художественном тексте

6 Словообразование и Орфография. Культура речи 30 Анализируют словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему

Различают изученные способы словообразования слов различных частей речи

Составляют словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов

Характеризуют словообразовательные гнезда, Устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов

Оценивают основные выразительные средства морфемики и словообразования

Используют морфемный, словообразовательный словари

7 Морфология и орфография. Культура речи 122

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки имени Группируют имена существительные по заданным морфологическим признакам

существительного, его синтаксическую роль

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определяют его синтаксическую роль

Распознают качественные, относительные и притяжательные, полные и краткие имена прилагательные; приводят соответствующие примеры

Группируют имена прилагательные по заданным морфологическим признакам

Аналазируют и характеризуют общекатегариальное значение, морфологические признаки имени числительного, определяют синтаксическую роль имен числительных разных разрядов

Распознают количественные, порядковые, собирательные имена числительные; приводят примеры

Правильно изменяют по падежам сложные и составные имена числительные и употребляют их в речи

Группируют имена числительные по заданным морфологическим признакам

Правильно употребляют числительные двое, трое и т.п., оба, обе в сочетаниями с именами существительными

Аналазируют и характеризуют общекатегариальное значение местоимения, морфологические признаки местоимений разных разрядов, определяют их синтаксическую роль

Распознают личные, возвратное, притяжательные, указательные, вопросительно-относительные, определительные, отрицательные, неопределенные местоимения; приводят соответствующие примеры

Употребляют местоимения для связи предложений и частей текста, используют местоимения в речи в соответствии с закрепленными в языке этическими нормами

Группируют глаголы по заданным морфологическим признакам

Распознают инфинитив и личные формы глагола, разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы, возвратные глаголы; приводят соответствующие примеры

Используют в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдают видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте

8 Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах 13 Осваивают содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования

Опираются на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении

9 Резервные часы 2

210 часов

7 класс

№ Содержание Количество часов Характеристика учебной деятельности

1 Русский язык как развивающееся явление 1 Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка

2 Повторение изученного в 5-6 классах 14 Осваивают содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования

Используют орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

3 Морфология и орфография. Культура речи 141 Аналазируют и характеризуют общекатегариальное значение, морфологические признаки причастия, определяют его синтаксическую функцию

Распознают грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия; действительные и стадательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; приводят соответствующие примеры

Правильно употребляют причастия с определяемыми словами

Соблюдают видо-временную соотнесенность причастий с формой глагола-сказуемого

Правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте

Наблюдают за особенностями употребления причастий в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их

Аналазируют и характеризуют общекатегариальное значение, морфологические признаки деепричастия, определяют его синтаксическую функцию

Наблюдают за особенностями употребления причастий в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их

Наблюдают за особенностями употребления причастий в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их

Наблюдают за особенностями употребления причастий в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их

Анализируют и характеризуют общекатегариальное значение, морфологические признаки наречия, определяют его синтаксическую функцию

Распознают наречия разных разрядов; приводят соответствующие примеры

Правильнот образовывают и употребляют в речи наречия сравнительной степени

Различают слова категории состояния и наречия

Различают предлог, союз, частицу

Производят морфологический анализ предлога

Распознают предлоги разных разрядов, отличают производные предлоги от слов самостоятельных (знаменательных) частей речи

Наблюдают за употреблением предлогов с одним или несколькими падежами

Правильно употребляют предлоги с нужным падежом, существительные с предлогами благодаря, согласно, вопреки и др.

Производят морфологический анализ союза

Распознают союзы разных разрядов по значению и по строению

Употребляют в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями

Распознают частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению

Правильно употребляют частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков

Распознают междометия разных семантических разрядов

4 Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах 14 Наблюдают за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их

Расширяют свой лексикон

Осознают (понимают) роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободных словосочетаний и фразеологизмов и др.Соблюдают основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи

5 Резервные часы 0

170 часов

 

8 класс

№ Содержание Количество часов Характеристика учебной деятельности

1 Русский язык в современном мире 1 Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка

2 Повторение изученного в 5-7 классах 7 Осваивают содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования

Используют орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

3 Синтаксис и пунктуация. Культура речи 91 Распознают (выделяют) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слово в словосочетании;

Определяют виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; виды подчинительной связи в словосочетании; нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания

Анализируют и характеризуют словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи

Анализируют и характеризуют синтаксическую структуру простых двусоставных предложений

Разграничивают и сопоставляют предложения распространенные и нераспространенные, полные и неполные

Опознают односоставные предложения; определяют их виды и морфологические способы выражения главного члена

Моделируют односоставные предложения разных типов, синонимичные односоставные и двусоставные предложения, синонимичные односоставные предложения; используют их в речевой практике

Наблюдают за особенностями употребления односоставных предложений в текстах разных стилей и жанров, художественной литературе, пословицах, поговорках

Разграничивают сложные предложения и предложения осложненной структуры

Наблюдают за особенностями употребления однородных членов предложения в текстах разных стилей и жанров, употреблением однородных членов в стилистических целях в художественных текстах

Моделируют и используют в речи предложения с вводными конструкциями, синонимичными вводными словами в соответствии с коммуникативной задачей высказывания

4 Повторение и систематизация изученного в 8 классе 6 часов Оценивают правильность речи и в случае необходимости корректируют речевые высказывания

Опираются на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении

5 Резервные уроки 0

105 часов

9 класс

№ Содержание Количество часов Характеристика учебной деятельности

1 Международное значение языка 1 Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка Используют орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

2 Повторение изученного в 5-8 классах

13

Опираются на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении

Соблюдают основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи

3 Сложное предложение. Культура речи.

13 Опознают и правильно интонируют сложные предложения с разными смысловыми отношениями между

их частями

Разграничивают и сопоставляют разные виды сложных предложений (бессоюзные, сложносочиненные, сложноподчиненные), определяют (находят) средства синтаксической связи между частями сложного предложения

Группируют сложные предложения по заданным признакам

4 Сложносочиненное предложение

7 Понимают смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, определяют средства их выражения, составляют схемы сложносочиненных предложений

Моделируют сложносочиненные предложения по заданным схемам, заменяют сложносочиненные предложения синонимическими сложноподчиненными и употребляют их в речи

Анализируют а характеризуют синтаксическую структуру сложносочиненных предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненных предложений

Оценивают правильность построения сложносочинённых предложений, исправляют нарушения синтаксических норм построения сложносочиненных предложений

Наблюдают за особенностями использования сложносочиненных предложений в текстах разных стилей и жанров, художественном тексте

5 Сложноподчиненное предложение

37 Определяют (находят) главную и придаточную части сложноподчиненного предложения

Понимают смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения, определяют средства их выражения

Составляют схемы сложноподчиненных предложений с одной или несколькими придаточными частями

Распознают и разграничивают виды сложноподчиненных предложений с придаточной частью частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнительной, условия, уступки, следствия, цели)

Моделируют по заданным схемам и употребляют в речи сложноподчиненные предложения разных видов, используют синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений

Анализируют а характеризуют синтаксическую структуру сложноподчиненных предложений с одной и несколькими придаточными частями, смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения

Оценивают правильность построения сложноподчиненных предложений разных видов, исправляют нарушения построения сложноподчиненных предложений

Наблюдают за особенностями использования сложноподчиненных предложений в текстах разных стилей и жанров

 

6 Бессоюзное предложение

13 Моделируют и употребляют в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми отношениями между частями, синтаксические синонимы сложных бессоюзных предложений

7 Сложное предложение с разными видами связи

12 Анализируют и характеризуют синтаксическую структуру сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи, смысловые отношения между частями сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи

8 Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах

16 Имеют элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка, об основных формах функционирования современного русского языка; о развитии русистики

Различают функциональные разновидности современного русского языка. Обладают орфографической и пунктуационной зоркостью.

Осваивают содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования

Соблюдают основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи

Опираются на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении

Резервные часы 0

Итого 105 часов

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Выпускник на базовом уровне научится:

– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

– соблюдать культуру публичной речи;

– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

– отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

– осуществлять речевой самоконтроль;

– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Обновлено ( 11.10.2016 19:04 )  

Центр  по работе с одаренными детьми "РАДУГА"

Истории немеркнущие строки

Участник конкурса

Авторизация

Ученикам


Лента новостей

Design by i-cons.ch / etosha-namibia.ch