• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Инновации Работа с одаренными детьми ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ПО ТЕМЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ПО ТЕМЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

E-mail Печать PDF

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ПО ТЕМЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

НА БАЗЕ МБОУ Новоникольской СОШ НА 2013-2018 гг.

Наименование ОУ, его местонахождение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новоникольская средняя общеобразовательная школа

Тамбовская область, Мичуринский район

с.Новоникольское , ул.Горького 1А

Наименование программы

Инновационные подходы к организации работы с одаренными детьми

Нормативно-правовая база программы

Закон Российской Федерации «Об образовании».

Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа».

Конвенция ООН о правах ребенка.

Конституция РФ.

Федеральный  закон  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.2004  № 124-ФЗ;

Рабочая концепция одаренности в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети». Авторы: Богоявленская Д.Б. (ответственный редактор), Шадриков В.Д. (научный редактор), Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин A.M., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков В.Д., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич B.C.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р).

Программа развития МБОУ Новоникольской СОШ.

Образовательная программа МБОУ Новоникольской СОШ.

Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Новоникольской СОШ.

Заказчик

Совет МБОУ Новоникольской СОШ, родительская общественность

Основные

разработчики

Директор школы – Чернышова Л.Б., заместитель директора по УВР – Орлова Э.Э., заместитель директора по ВР-Михина Н.С.

Цель

Создание условий для выявления одаренных детей, гармоничного развития личности ребенка, расширения возможностей исследовательской и интеллектуальной деятельности обучающихся через участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах различных уровней и предметной направленности; побуждения и стимулирования обучающихся к самостоятельной поисковой и творческой деятельности; распространение успешного инновационного опыта центра, связанного с освоением и применением актуальных образовательных и управленческих практик в работе с одаренными детьми; создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах выявления, педагогического сопровождения и поддержки одаренных обучающихся.

 

Задачи

 

Создание нормативно-правовой базы, локальной документации образовательного учреждения по работе с одаренными детьми.

Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми, развитие кадрового потенциала.

Оказание образовательным учреждениям района организационной, научно-методической, информационной помощи и тьюторской поддержки в освоении и внедрении распространяемой центром инновации.

Установление сотрудничества с муниципальными, региональными учреждениями, учреждениями дополнительного образования и культуры в процессе сопровождения одаренных детей.

Предоставление возможностей для участия способных и одарённых школьников в олимпиадах, конференциях, творческих выставках, конкурсах, фестивалях разного уровня.

Формирование ключевых компетенций обучающихся через участие в проектно-исследовательской деятельности.

Поддержка одаренных обучающихся и педагогов, работающих с одаренными детьми.

Оказание комплексной психолого-педагогической и социальной помощи одаренным детям, а также семьям, в которых они воспитываются.

Сроки реализации

программы

2013-2018 гг.

Ответственные

за реализацию программы

Администрация МБОУ Новоникольской СОШ, руководитель РЦ, руководители школьных методических объединений, педагоги школы.

Механизм реализации программы

 

Внедрение в образовательный процесс проблемных, исследовательских, проектных технологий обучения.

Методическая подготовка педагогических кадров, работающих с одаренными детьми.

Сотрудничество ресурсного центра с ВУЗами города Мичуринска, учреждениями дополнительного образования по вопросам организации работы элективных курсов, внеурочной деятельности, дополнительного образования обучающихся.

Организация мониторинга выполнения Программы.

Предоставление публичных отчетов о ходе выполнения Программы на сайте образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты реализации программы

 

Разработка нормативно-правовой базы ресурсного центра по вопросам организации работы с одаренными детьми (2013 г.).

Создание банка данных о школьниках с признаками одаренности. (2013 г.) Обновление базы данных. (2014-2018 гг.).

Подготовка и повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми (2013г. - 2018 г.).

Увеличение числа обучающихся, принимающих участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных играх, исследовательской, экспериментальной, творческой, спортивной деятельности (2013г.- 2018гг.).

Повышение статуса одаренных детей и педагогов, работающих с одаренными детьми, через систему мероприятий по поощрению их достижений (2013-2018гг.).

Обобщение системы работы с одаренными детьми ШМО, отдельных педагогов (2015-2018гг.).

Создание банка методик выявления одаренных детей (2013-2018 гг.).

Совершенствование системы работы и методов по выявлению скрытой одаренности (2013-2018 гг.).

Создание электронного банка инновационных форм, приемов работы с одаренными обучающимися (2013-2018 гг.). Пополнение электронного банка в течение реализации программы (2013-2018 гг.);

Создание электронного банка творческих и исследовательских работ одаренных обучающихся (2013-2018 гг.). Пополнение электронного банка в течение реализации программы (2013-2018 гг.).

Обеспечение высокого уровня сформированности ключевых компетенций у обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и склонностями.

Повышение качества образования школьников в образовательном учреждении в целом.

Поэтапное формирование исследовательской культуры обучающихся.

Развитие познавательного интереса обучающихся в образовательном учреждении в целом.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность проблемы. В условиях происходящих в нашей стране социально-экономических изменений потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране получил отражение, в частности, в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети», «Национальной доктрине образования РФ», «Концепции модернизации образования до 2010 года». В 2010 году президент Российской Федерации Д.А.Медведев в послании Федеральному собранию выдвинул национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», которая легла в основу стратегического развития общего образования на ближайшие годы. В национальной образовательной инициативе определены пять направлений государственной поддержки и развития современного школьного образования, среди них – создание системы поддержки талантливых детей.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков, Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, «что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг».

 

Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Неслучайно переход к новой образовательной парадигме сопровождался усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий убедительно доказали необходимость создания условий для развития одаренных обучающихся, самореализация которых не может быть эффективно осуществлена в рамках традиционного обучения.

В рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов характеристикой личности, отражающей качественный результат всех видов деятельности обучающихся, названа компетентность. Компетентность представляет собой не только совокупность приобретаемых знаний, умений и навыков, но и ценностное отношение к ним.

С этой целью целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации обучающихся в рамках учебного заведения.

Средняя школа является не только основополагающей системой образования, в которой талантливые дети могут проявить свои способности. Она является важным этапом социализации (социокультурного становления) личности талантливых обучающихся. В процессе социализации обучающиеся не просто усваивают и воспроизводят социокультурный опыт, но и приобретают навыки теоретической и практической деятельности. Результатом социализации, осуществляющейся в учебно-воспитательном процессе школы, следует считать качественные новообразования личности школьников, такие как воспитанность, обученность, образованность, развитость и сформированность.

Жизнь требует от хорошей школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»? Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании ее дети легко поступают в вузы. В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги. В школе должны быть свои традиции. Школа должна давать современное образование. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе внеклассной работы.

1.2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения. Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формировать новые перспективные задачи.

МБОУ Новоникольская СОШ, на базе которого создается центр по работе с одаренными детьми, - образовательное учреждение, призванное обеспечить образовательные потребности родителей и детей, способствующее успешной интеграции школьника в современное социально-экономическое пространство Мичуринского района Тамбовской области и Российской Федерации.

Особое внимание администрация школы уделяет изучению, диагностике потребностей социума и анализу возможностей школы по их удовлетворению. Для обеспечения конкурентоспособности образовательного учреждения и сохранения престижа школы коллектив работает в режиме непрерывного развития и творческого поиска, использования инновационных образовательных технологий, методик, роста профессионального мастерства на педагогическом и управленческом уровне.

Для создания образовательной среды, способствующей успешной социо-культурной адаптации, социализации и самореализации личности обучающихся в ОУ реализуются следующие программы: программа духовно-нравственного воспитания обучающихся, программа внеурочной деятельности обучающихся начальной школы, программа воспитания и социализации учащихся, программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Создана система традиционных общешкольных мероприятий, функционируют ученические органы самоуправления, включая Научное общество обучающихся «Альтаир», призванные создавать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации и профессионального самоопределения.

Решая образовательные задачи, школа обеспечивает различные виды деятельности обучающихся, осуществляемой по направлениям: общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивное, социальное, духовно-нравственное, патриотическое, краеведческое и др., тем самым предоставляя широкие возможности для развития, самореализации и самовыражения личности ребенка, создает условия для развития интеллектуально-творческой здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

Решение поставленных задач осуществляется в атмосфере доброжелательности, доверия, сотрудничества, в том числе и социального, ответственности на всех уровнях школьного образовательного пространства.

Согласно Концепции модернизации российского образования школа ставит одной из своих задач повышение имиджа образовательного учреждения.Вместе с тем дальнейшее развитие системы выявления и социально-педагогической поддержки одаренных детей в школе обусловлено рядом актуальных проблем, объективная основа и сущность которых состоит в противоречиях:

между необходимостью повышения качества психолого-педагогической диагностики детской одаренности и уровнем методико-технологического обеспечения ее осуществления в реализации образовательного процесса;

между преимущественно субъект-объектным характером внешних управляющих воздействий определенной части педагогов школы на одаренных обучающихся и присущей им объективной потребностью в поисковой познавательной активности, в диалоге, отношениях сотрудничества, в проявлении собственной авторской позиции;

между высоким уровнем динамики интересов и возможностей одаренных детей и степенью гибкости используемых в их обучении педагогических решений, технологий и методик;

между повышенной познавательной потребностью одаренного ребенка, проявляющейся в большой любознательности, готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности и степенью осуществления индивидуально-личностного подхода при отборе содержания, методов и средств обучения;

между необходимостью приоритетной ориентации в оценке уровней реализации потенциала детской одаренности на показатели личностного развития и реально используемым в работе с одаренными детьми диагностическим инструментарием, направленным нередко лишь на учет результатов их участия в олимпиадах и творческих конкурсах.

Программа деятельности центра направлена на совершенствование образовательной среды, которая создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей: то есть от вопросов: «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос: «Какие условия необходимо создать для обучения одаренного ребенка?»

К таким условиям, в первую очередь, относится возможность для обучающегося раскрыть свою индивидуальность, реализовать себя как значимую личность. Традиционная система обучения обнаруживает два основных недостатка в работе с одаренными детьми. Это, прежде всего, чрезмерная переоценка роли преподавания (учителя), недооценка, в то же время, роли осмысленного учения (у обучающегося), а также стандартизация многих моментов обучения в школе (единая для всех программа, единый темп урока и т.д.).

Поэтому данной программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, новых форм, приемов работы с одаренными детьми, развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров.

Готовность учителей школы совершенствовать свою деятельность в данном направлении, привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одаренных детей. Их решение должна обеспечить данная программа, связанная с координацией деятельности всех структур школы. Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.

Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.

Кроме того, не решена еще кадровая проблема, связанная с личностной готовностью педагогов к изменениям в работе с одаренными детьми.

Несмотря на указанные проблемы, школой на сегодняшний день достигнуты хорошие результаты, которые являются стимулирующим ресурсом в работе с одаренными детьми. В учреждении сформировалось стойкое убеждение, что широкий диапазон включенности ребенка в предметно-исследовательскую, творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие.

Для этого в учебные планы школы включены программы элективных курсов по углубленному изучению предметов. Вариативная часть учебного плана обеспечена широким спектром элективных учебных предметов в полном соответствии с потребностями обучающихся, эффективность внедрения которых подтверждается результатами ЕГЭ.

Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности является обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях уже с первой ступени обучения.

Таким образом, у нас есть одаренные дети и педагоги, способные с ними работать. Но существуют проблемы, решение которых возможно в рамках реализации программы:

1. Психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.

2. Внедрение инновационных форм организации работы с одаренными детьми.

3. Необходимость совершенствования работы с семьями одаренных обучающихся в целях создания комфортных условий для развития природных задатков школьников.

4. Расширение и дополнение система социального партнерства.

Указанные проблемы позволяют сделать вывод, что творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей на сегодняшний день не всегда раскрывается в полной мере. Решение этих проблем требует усиления механизмов стимулирования, координации и интеграции деятельности всех субъектов образовательного процесса, что влечет за собой существенные организационно-структурные изменения в педагогической системе школы. Анализ показал, что одним из главных таких изменений, имеющих стратегическую значимость для обеспечения устойчивости развития образовательного учреждения, является создание на базе школы центра по проблеме работы с одаренными детьми и обеспечение его оптимального функционирования и развития.

2. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ПО ТЕМЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

2.1. Основные положения Концепции программы деятельности центра на базе МБОУ Новоникольская СОШ разработаны с учетом положений «Рабочей концепции одаренности», созданной по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети» авторским коллективом, представляющим Российское психологическое общество, Институт психологии РАН, Психологический институт РАО, факультет психологии МГУ (Рабочая концепция одаренности. – 2-е изд., расш., перераб. – М., 2003. – 90 с.)

Концепция ориентирует на реализацию системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию одаренных обучающихся.

В педагогическом процессе развитие одаренного обучающегося целесообразно рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем жизни, уметь ставить цель, искать способы ее достижения в ситуациях, требующих переноса знаний в новые условия, быть способным к свободному и ответственному выбору, максимально использовать свои способности, стремясь выйти за их пределы.

С психологической точки зрения одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики.

Во-вторых, одаренность многолика, ее проявления зависят от возраста и характеризуются большой индивидуальностью, что определяется исключительно своеобразным сочетанием разных сфер психики одаренного человека.

В-третьих, различны критерии, используемые для оценки феномена одаренности.

Вследствие этого, одаренность различают по широте проявления – общая или специальная, по типу предпочитаемой деятельности – интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), конструкторская, лидерская (организаторская) и т.д.

В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от друга, прежде всего способностями к учению, а также обучаемостью.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и не любят, когда им навязывают готовый ответ.

У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

Не могут четко развести реальность и фантазию.

Хорошо развито чувство юмора. Талантливые дети любят игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают.

Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.

Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);

дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый образ);

дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Нельзя не учитывать факты избегания, маскировки своих возможностей, присущих для значительной части одаренных детей по причине отсутствия условий для самореализации. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризуют формирование и зрелость самого явления – одаренности. Их интегративность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности.

Обучаемость — это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей обучающихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное, видеть учебные проблемы и решать их), а также от уровня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчивости в достижении цели и др.

Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении, т.е. углубленную дифференциацию, особенно по степени познавательной самостоятельности. Из этого следует, что способности ученика определяются его темпом учения.

При этом деятельность педагогов предусматривает:

а) реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

б) создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;

в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся

г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.

д) управление процессом развития интеллектуальных способностей обучающихся.

В соответствии с психологической моделью одаренности детей Дж.Рензулли «Одаренность — сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости». Концепция Дж.Рензулли дает ответы на вопросы о том, по каким параметрам выявлять одаренность, как прогнозировать её развитие, на что ориентироваться в обучении. К одаренным относят не только тех, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и тех, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из параметров. Таким образом, контингент одаренных существенно расширяется по сравнению с тем небольшим процентом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений. Выделенная Дж. Рензулли триада, в несколько модифицированном виде присутствует в большинстве современных концепций одаренности. В связи с этим условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

2.2. Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание - обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ - определение индивидуальных образовательных траекторий - технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и воспитании детей.

Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его «самостью», выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, где срабатывает традиционная дидактика, упускается главное: насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;

на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;

на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;

на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

При организации работы с одаренными детьми в образовательном учреждении важно учитывать комплексный характер проблемы одаренности, основными составляющими которой являются выявление, обучение и развитие одаренных детей, с одной стороны, и профессиональная и личностная подготовка педагогов, психологов и организаторов образования для работы с одаренными детьми – с другой.

Есть два подхода к проблеме: первый предполагает работу с «элитой», т.е. специально отобранными обучающимися, характеризующимися уже развитыми повышенными способностями (так называемые особо или высокоодаренные дети); второй исходит из представлений о резервах одаренности, по природе заложенных практически в каждом ребенке.

Опыт работы школы в данном направлении показывает, что принципиально важным является оптимальное сочетание в педагогической деятельности этих двух подходов с учетом социально-педагогической ситуации функционирования школы.

 

2.3. Методологическая основа Концепции Программы

Методологическую основу Концепции программы работы с одаренными детьми составляют следующие подходы:

компетентностный подход, направленный на приобретение обучающимися умений добывать знания и применять их в решении учебных задач и в практической жизни;

ценностный подход, способствующий формированию таких ценностей, как жизнь, семья, Родина, труд, знания, природа и др.;

исследовательский подход, направленный на формирование у обучающихся культуры поисково-проектной и исследовательской деятельности;

деятельностный подход, предполагающий приоритет продуктивных видов деятельности, где учёба представляет собой сочетание процесса познания с созданием продукта творческой деятельности;

информационный подход, предполагающий активное использование новых информационных технологий, дистанционных форм обучения и внедрения IT-технологий (информационных технологий) в учебно-воспитательный процесс.

 

3. СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

3.1. Стратегия работы с одаренными детьми

Оптимальный результат достигается при одновременно существующем изменении содержания учебных программ, методов обучения и сочетании основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального обогащения.

Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета.

Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно. Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.

Учебный материал, применяемый педагогами в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов обучающихся, дискуссионное содержание.

3.2. Формирование стратегии работы с одаренными детьми

1 этап – аналитический. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.)

Организация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие творческих, познавательных способностей обучающихся.

2 этап – диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.

Постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование.

Групповые формы работы: спецкурсы, ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачёты, проектные задания и т.д.

3 этап – этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.

Индивидуализируемые формы учебной деятельности (работа по индивидуальным программам, траекториям, спецкурсы и т.д.).

Выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика).

3.3. Условия успешной работы с одаренными обучающимися:

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными обучающимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;

учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения и одновременно уверен в своей личностной привлекательности и состоятельности;

учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Педагог, работающий с одаренными обучающимися, должен быть:

увлечен своим делом;

способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

профессионально грамотным;

интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

проводником передовых педагогических технологий;

психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

знатоком во всех областях человеческой жизни.

4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы:

создание условий для выявления одаренных детей, гармоничного развития личности ребенка, расширения возможностей исследовательской и интеллектуальной деятельности обучающихся через участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах различных уровней и предметной направленности; побуждения и стимуляции обучающихся к самостоятельной поисковой и творческой деятельности;

распространение успешного инновационного опыта ресурсного центра, связанного с освоением и применением актуальных образовательных и управленческих практик в работе с одаренными детьми;

создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах выявления, педагогического сопровождения и поддержки одаренных обучающихся.

Задачи реализации программы:

поиск и апробация адекватных современных подходов к пониманию структуры и функций детской одаренности, и обеспечивающих универсализм и алгоритмизацию системы отбора и психолого-педагогического сопровождения одаренных обучающихся;

разработка методического обеспечения диагностики, обучения и развития одаренных детей;

своевременное выявление и педагогическая поддержка одарённых и мотивированных детей; совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки;

создание психолого-педагогических условий для личностного развития и самореализации одаренных детей в процессе обучения и воспитания, расширение возможности реализации интеллектуальных, творческих и организаторских способностей одарённых детей в олимпиадах, научно – практических конференциях, интеллектуальных играх и конкурсах, творческих выставках, соревнованиях и состязаниях различных уровней и предметной направленности;

углубление знаний педагогов школы и района о способах повышения эффективности психолого-педагогической диагностики детской одаренности;

внедрение в образовательное пространство школы инновационных педагогических технологий, форм, приемов работы с детьми с высоким уровнем одаренности;

создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

оказание образовательным учреждениям организационной, научно-методической, информационной помощи и тьюторской поддержки в освоении и внедрении распространяемой ресурсным центром инновации.

5. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

5.1. Принципы организации образовательной деятельности

Принцип фундаментальности образования. Он означает направленность образования на универсальные и обобщенные знания, формирование общей культуры и развитие мышления, структурную и содержательную переработку учебных курсов и их согласование друг с другом.

Принцип ориентации на целостность личности обучающегося. Личность обучающегося представляет собой биопсихосоциальную целостность. Человек рассматривается с позиций антропологического подхода. Его суть заключается во взаимодействии молекулярного, анатомического, физиологического, биохимического, нейродинамического, психодинамического и личностного уровней.

Принцип диалогичности означает такое педагогическое взаимодействие учителя и обучающихся, которое требует установления субъект-субъектных отношений, направленных на формирование творческой личности школьника. В процессе использования принципа диалогичности учитель в большей степени мотивирует стремление ученика к развитию, изучает его интересы и возможности и создает условия для его самореализации.

Принцип координации создает условия для последовательных действий субъектов педагогического процесса и приводит к запланированной цели автономные организации школы. Основными звеньями включения в координационную деятельность, направленную на улучшение их согласованности являются:

Совет школы – директор школы – Педагогический совет - администрация – методический совет – методические объединения педагогов - класс – обучающийся – ученические органы самоуправления.

Принцип гуманизации основывается на усилении внимания к личности каждого обучающегося как высшей ценности общества, установке на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами, создание оптимально благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности и «Я- концепции» в условиях педагогики сотрудничества.

5.2. Принципы выявления одаренных детей в образовательном учреждении:

комплексность;

системность;

длительность отслеживания показателей психолого-педагогического статуса одаренного ребенка.

Принципиальное значение имеет разработка методов выявления «потенциальной» одаренности, это:

1) предварительное всестороннее психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития школьника, осуществляемое психологической службой школы;

2) переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой работы психолога с обучающимися.

Это позволяет осуществить переход от методов «диагностики отбора» к методам «диагностики развития». Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка школы в самые сложные критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», не реализовавших пока свои возможности и способности.

5.3. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

применение междисциплинарного подхода, установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности, поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей, принятие и учет возможного неравномерного (дисгармоничного) развития личности ребенка с признаками одаренности; установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности, поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения, углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими обучающимися, оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;

принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя, насыщенность учебного материала заданиями открытого типа, поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи.

 

 

6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Идентификация одаренных и талантливых детей.

Создание системы учета одаренных детей через:

анализ успехов и достижений ученика;

создание банка данных «Одаренные дети»;

диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологической службы.

Создание условий для самореализации одаренных и талантливых детей, для проявления интеллектуальных и творческих способностей:

создание для ученика ситуации успеха и уверенности, формирование личностной траектории развития одаренных детей;

включение в учебный план школы элективных учебных предметов и курсов;

организация внеурочной деятельности обучающихся;

формирование и развитие сети дополнительного образования;

организация научно-исследовательской деятельности;

организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Стимулирование обучающихся к занятию интеллектуальной деятельностью, развитию и проявлению творческих способностей:

использование для повышения престижа творческих достижений обучающихся сайта школы, ресурсов СМИ;

вовлечение обучающихся в годовой круг традиционных общешкольных мероприятий. Через ключевые дела школы происходит выявление талантливых детей. Совместная деятельность обучающихся и педагогов повышает качество проводимых мероприятий, расширяет социокультурные связи и помогает совершенствовать профессиональные и общеучебные компетентности всех участников образовательного процесса;

Совершенствование педагогического мастерства педагогов в вопросах работы с одаренными детьми. Распространение накопленного опыта.

Повышение профессионального мастерства педагогов через систему тематических семинаров, мастер-классов, презентаций эффективных образовательных практик;

Создание и систематическое пополнение электронного банка по вопросам психолого-педагогической поддержки одаренных детей, форм и методов работы с данной категорией обучающихся.

Стимулирование педагогической поддержки одаренных детей.

Работа с родителями одаренных детей.

Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

Психолого-педагогическое просвещение родителей одаренных детей;

Стимулирование родителей одаренных детей.

 

Взаимодействие МБОУ Новоникольская СОШ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности.

Поиск талантливых детей происходит через урок, внеурочную деятельность, развитие социального партнерства, органов самоуправления, систему дополнительного образования детей, воспитательную систему учреждения.

В основе деятельности школы по вопросу развития одаренности ребенка лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.

Организационная работа с субъектами образовательного процесса в процессе реализации программы.

С обучающимися:

1. Выявление одаренных детей:

диагностика одаренности различных типов и видов;

анализ результатов одаренности;

создание районного банка «Одаренные дети»;

2. Организация обучения одаренных обучающихся:

дифференцированная и индивидуальная работа с одаренными детьми по общеобразовательному циклу;

индивидуальная работа с одаренными детьми через систему элективов и индивидуальных занятий, дистанционного обучения;

участие детей во Всероссийской олимпиаде школьников.

3. Организация воспитательного процесса и расширение системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми:

создание условий в школьной системе воспитания для социальной адаптации одаренных детей (интеллектуальные марафоны, предметные недели, научно-практические конференции, дни наук, конкурсы, фестивали, акции, социальные проекты и т.д.);

стимулирование обучающихся к занятию интеллектуальной деятельностью, развитию и проявлению творческих способностей (создание системы стимулирования обучающихся, организация экскурсий для расширения кругозора одаренных детей (краеведение, культура, искусство и т.д.).

активизация работы с одаренными детьми через систему дополнительного образования (кружки, секции, клубы, агитбригады, творческие коллективы).

С учителями и педагогами дополнительного образования:

Координация работы школьных структур по реализации программы.

Индивидуальные психолого-педагогические консультации и консилиумы.

Создание системы диагностики одаренных детей.

С семьей:

1. Оценка потенциальных возможностей семей одаренных обучающихся.

2. Психолого-педагогический лекторий «Становление и развитие творческой личности в семье». Индивидуальная работа с родителями (по запросам).

3. Участие родителей в творческих конкурсах, акциях, соревнованиях, концертах, научно-практических конференциях.

Организация исследовательской работы обучающихся

 

Классы

Действия

Формы работы

1 – 4 классы

Подготовительный этап:

Формирование навыков научной организации труда.

Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

Формирование познавательного интереса.

Выявление способных обучающихся

Урок.

Внеклассная работа.

Кружки внеурочной деятельности.

Сетевые проекты.

5-7 классы

Творческий этап:

Совершенствование навыков научной организации труда.

Формирование методов общения с миром.

Творческое развитие обучающихся.

Индивидуальная работа со способными школьниками.

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Научно-практическая конференция «Я познаю мир наук».

Игра «Территория интеллекта»

Кружки.

Клубы.

Секции.

8-9 классы

Развивающий этап:

Совершенствование навыков научной организации труда.

Развитие и расширение познавательных интересов обучающихся.

Формирование исследовательских навыков.

Развитие информационной культуры обучающихся.

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Спецкурсы

Элективные курсы

Индивидуальная работа по разработке проектов.

Дебаты.

 

10-11 классы

Исследовательский этап:

Совершенствование исследовательских навыков.

Совершенствование информационной культуры обучающихся.

Самостоятельное применение обучающимися знаний умений и навыков.

Формирование делового общения.

Самоопределение.

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Элективные курсы.

Индивидуальная работа по разработке проектов и исследовательских работ.

Дебаты.

 

 

7. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Механизмы реализации программы

Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности:

Общая интеллектуальная (академическая) одаренность;

Информационно-коммуникативная одаренность;

Творческая одаренность;

Социальная одаренность;

Спортивная одаренность.

Для развития каждого вида одаренности в школе разработана система мероприятий.

При моделировании учтены возрастные особенности, что позволяет детям ориентироваться в образовательном пространстве. Данная система позволяет обучающимся выбирать готовую или самостоятельно моделировать свою образовательную траекторию.

 

Общая интеллектуальная (академическая) одаренность

 

Информационно-коммуникативная одаренность

Творческая одаренность;

Социальная одаренность

Спортивная одаренность

 

Предпрофильные элективные курсы.

Школьное научное общество обучающихся «Альтаир».

Предметные недели.

Кружки внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности.

Школьный конкурс «Ученик года»

Олимпиады.

Дистанционные олимпиады: «Инфознайка», «Кенгуру», «Русский медвежонок – языкознание для всех», «ЧИП».

Выставки.

День науки.

Научно-практическая конференция «Я познаю мир наук».

Интенсивная школа профильной направленности

Дистанционные конкурсы по предметам (различных уровней).

Дистанционные олимпиады и конкурсы.

Сетевые проекты.

 

Совет старшеклассников.

Кружки внеурочной деятельности общекультурной и социальной направленности.

Дополнительное образование: хореографический кружок;

Клуб «ЮИД»;

Клуб «Щит и меч»

 

Спортивные секции:

Футбол

Волейбол

Баскетбол

Легкая атлетика

Теннис

 

 

Ожидаемые результаты

В ходе реализации Программы будут внесены организационные и структурные изменения в образовательное пространство школы, учитывающие тенденции современной психолого-педагогической науки и быстро меняющиеся условия социума:

Разработка и внедрение новых путей выявления, поддержки и развития одаренности для удовлетворения растущих потребностей одаренных детей и увеличивающихся возможностей социума;

Внедрение специальных педагогических технологий, форм, приемов работы с одаренными детьми;

Распространение успешного опыта работы центра в муниципальной педагогической среде образовательных учреждений Мичуринского района.

Совершенствование системы взаимодействия с региональными высшими учебными заведениями;

Формирование системы работы с одаренными обучающимися. Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.

Создание информационной базы данных «Одаренные дети».

 

Показатели эффективности реализации Программы:

повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

повышение уровня владения детьми ключевыми, общепредметными и социальными компетенциями;

увеличение процента детей с высоким уровнем владения ключевыми, общепредметными и социальными компетенциями.

создание банка данных одаренных детей школы.

повышение профессиональной компетентности педагогов района по актуальным вопросам педагогики одаренности;

успешная социализация детей с высоким уровнем одаренности;

удовлетворенность детей своей творческой, интеллектуальной деятельностью;

увеличение процента детей, удовлетворенных своей творческой, интеллектуальной деятельностью.

8. РЕСУРСНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Ресурсное обеспечение программы.

Методическое обеспечение – методический совет школы, отв. зам. директора по УВР Орлова Э.Э.

Информационное обеспечение – отв. зам. директора по ВР Михина Н.С.

Материально-техническое обеспечение: директор школы Чернышова Л.Б. Л.Г.

Материально-техническое оснащение школы:

1.Библиотечный фонд.

2.Спортивное оборудование.

3.Спортивная площадка.

4. Спортивный зал

5.Мобильный класс.

6. Интерактивная доска – 2.

7. Проектор – 10.

8. МФУ – 1.

9. Принтер – 9.

10. Сканер – 3.

11. Фотоаппарат – 1.

12.Музыкальное оборудование – 1.

13. Цифровой микроскоп – 1.

14. Медиатека – 32 экземпляра.

2. Кадровое обеспечение программы.

 

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива школы.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор школы, руководитель РЦ

Консультативная,

методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Аналитическая деятельность.

Заместители директора по УВР.

Заместитель директора по ВР

Педагоги школы

Осуществление программы в системе внеклассной работы

Апробация педагогических технологий, форм, приемов работы с одаренными детьми

Организация исследовательской работы обучающихся.

Классные руководители,

Учителя

Педагоги дополнительного образования.

Специалисты, сотрудничающие со школой

Организация профессиональной помощи педагогам.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч.

Мониторинг и диагностика.

Участие в мероприятиях школы и района.

Методисты Управления образования Администрации Мичуринского района,

преподаватели высших учебных заведений

 

Осуществление контроля за процессом развития одаренных детей и реализацией Программы

 

Задачи

Содержание работы

1. Способствовать организации системно-деятельностного подхода в работе с одаренными обучающимися.

1. Изучение, анализ, обсуждение программы по работе с одаренными детьми.

2. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы с одаренными обучающимися.

2. Осуществлять контроль за качеством учебно-методического обеспечения.

1. Экспертиза программ элективных предметов, профильных и ориентационных курсов.

2. Изучение программ учителей по работе с одаренными детьми.

3. Изучение состояния работы с одаренными детьми.

1. С целью повышения качества образовательного процесса, совершенствования форм и методов в работе с одаренными детьми проводить тематические проверки

«Система работы учителя с одаренными детьми».

2. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования обучающихся.

 

 

Методическое обеспечение системы работы с одаренными обучающимися

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правовое обеспечение:

Положение о ресурсном центре.

Положение о школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

Положение о научном обществе обучающихся.

Положение о предметной неделе (декаде).

Положение о НОУ.

2. Программное обеспечение (адаптационные программы спецкурсов, элективов и т.п.)

3.Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

4.Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

Организационно-методическое обеспечение

1. Организация постоянно действующего семинара по проблеме работы с одаренными детьми.

2. Проведение мастер-классов, консультаций, тренингов.

3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.

4. Изучение и распространение эффективных образовательных практик по проблеме детской одаренности

5. Мониторинг работы системы.

 

Перспективная модель содержания и организации образовательного процесса в соответствии с Программой

Ступени

Классы

Содержание образования

I ступень. Начальная школа

1-4 классы

Создание условий для развития личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению;

Формирование УУД;

Охрана и укрепление физического и психического здоровья;

Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

II ступень.

Основная школа

5-6 классы

Создание условий для формирования познавательных интересов, овладения общеучебными и частно-предметными умениями и навыками;

Выявление одаренных детей.

 

7-9 классы

Создание условий для овладения общеучебными и специальными умениями и навыками;

Осуществление внутренней и внешней дифференциации с целью развития индивидуальных способностей и познавательного интереса обучающихся;

Организация предпрофильной подготовки и профориентационной работы с обучающимися.

III ступень.

 

10-11 классы

Обеспечение качественного образования обучающихся с учетом их потребностей, познавательных интересов, способностей;

Формирование общеучебных и специальных умений, навыков, овладение ими;

Овладение системой научных знаний;

Развитие ключевых образовательных компетенций;

Приобретение опыта научно-исследовательской работы;

Углубленное и профильное изучение предметов.

 

Первая ступень (1-4 классы). Для начальной школы в качестве приоритетного направления определено развитие личности школьника на основе ведущей деятельности:

эффективное психическое развитие, формирование способности младшего школьника к саморазвитию и самовоспитанию;

социализация ребенка;

формирование общей культуры и эрудиции ребенка;

подготовка к дальнейшему образованию.

Обучение на данной ступени призвано выявить одаренных детей, развить их интеллектуальные и творческие способности в учебном процессе и на занятиях в объединениях дополнительного образования. Школьный компонент направлен на выявление и совершенствование специальных и общеучебных компетенций младших школьников, ознакомление с информационно-коммуникационными технологиями, развитие интеллектуальных способностей.

Вторая ступень (5-9 классы). Основное внимание на второй ступени обучения акцентируется на создании условий для формирования у обучающихся познавательных интересов, что позволяет школьнику определить область научных знаний, в рамках которой на старшей ступени может состояться его самоопределение.

Обучение на данной ступени призвано развивать одаренных детей, их таланты, способности. Подготовить обучающихся к выбору профиля дальнейшего обучения.

Третья ступень (10-11 классы). Старшая ступень призвана обеспечить качественное образование учащихся с учетом их потребностей, познавательных интересов, способностей. Вся система образования обучающихся старших классов направлена на развитие потенциальных возможностей каждого ученика, его интеллекта, воспитание системы нравственных качеств, коммуникативности, организаторских способностей.

Третья ступень представлена системой элективных учебных предметов: русский язык, математика, химия, биология, физика, обществознание, что позволяет развивать индивидуальность одаренных детей и подготовить их к дальнейшему обучению в вузах различной профильной направленности.

Формы организации образовательной деятельности с одаренными обучающимися:

Форма

Задачи

Элективный предмет

Учет индивидуальных возможностей и познавательных потребностей обучающихся.

Повышение степени самостоятельности школьников.

Расширение познавательных возможностей обучающихся.

Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Научно – практическая конференция

Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

Формирование информационной культуры обучающихся.

Предметные недели

(декады)

Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

Развитие творческих способностей обучающихся.

Научное общество обучающихся

Привлечение обучающихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Формирование аналитического и критического мышления школьников в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Кружки, клубы, секции

Развитие творческих способностей обучающихся.

Содействие в профессиональной ориентации.

Самореализация обучающихся во внеклассной работе.

Работа по индивидуальным планам

Создание индивидуальной траектории развития личности ребенка

 

Социальное партнерство

Под социальным партнерством мы понимаем систему отношений общеобразовательного учреждения и различных субъектов (общественных, образовательных, производственных, культурных), деятельность которых ориентирована на выявление, поддержку и сопровождение талантливых детей, исходя из социального заказа, который формируется местными органами власти, родительской общественностью, региональными вузами, государственной политикой в области образования.

Мы выделяем несколько уровней становления социального партнерства:

Уровень

Назначение

Деятельность

Начальный

Информационное

Простейшие контакты с целью обмена информацией,

выяснение стратегии и тактики в совместной деятельности, формальное оформление договоренностей.

 

Средний

Организационно-методическое

Активное сотрудничество при решении определенных проблем образования совместными усилиями, согласование планов, мероприятий и сроков деятельности, сфер совместной деятельности, способов определения ее результатов.

Высший

Сотрудничество

Исключительно эффективная совместная деятельность, сопровождающаяся взаимопониманием всех

сторон в достижении общей цели, организация единого образовательного пространства, способного расширить возможности каждого из социальных партнеров.

 

Взаимодействие с субъектами социума осуществляется по следующим направлениям:

Функционирование на базе школы кружков и спортивных секций от Дома творчества и музыкальной школы.

Проведение совместно с Домом творчества акций, конкурсов, проектов, конференций, соревнований.

Обучение в музыкальной школе в одарённых детей.

Подготовка учеников совместно с музыкальной школой к областным и международным фестивалям, конкурсам.

Сотрудничество с центром духовно-нравственного воспитания «Развитие» организация встреч с учениками, родителями, праздников, конкурсов.

Поощрение лучших обучающихся по итогам учебного года совместно с Администрацией района.

Совместная внеурочная деятельность с районным Домом творчества, сельской и городской библиотеками, краеведческим музеем.

Профориентационная работа совместно с Центром занятости населения.

Реализация лечебно-оздоровительной работы совместно с центральной районной больницей.

Публикация в районной газете «Школьный вестник» творческих работ обучающихся, заметок об одарённых детях.

Работа с отделом опеки и попечительства Администрации Мичуринского района по развитию творческого потенциала обучающихся, в том числе детей-сирот.

Партнерство с промышленными предприятиями с целью укрепления материально-технической базы, привлечения высококвалифицированного инженерно-технического состава к научно-исследовательской работе обучающихся, целевого обучения выпускников в ВУЗах.

16. Работа с отделом молодежной политики, физической культуры и спорта Администрации района по организации содержательного досуга одаренных детей в каникулярный период.

Ожидаемые результаты социального партнерства

в работе с одаренными детьми

 

1. Качественные: изменение образовательной среды (развивающий характер, расширение возможностей для более полного удовлетворения потребностей обучающихся, педагогов и родителей, интеллектуальный, творческий, личностный и социальный рост одаренности детей, повышение квалификации педагогов, повышение статуса работы с одаренными детьми).

2. Количественные: увеличение охвата школьников, положительная динамика результатов участия в интеллектуальных и творческих состязаниях.

Формы работы с одаренными обучающимися:

элективные учебные предметы, профориентационные курсы;

кружки, клубы, секции, объединения по интересам;

занятия исследовательской и опытно-экспериментальной деятельностью;

научное общество обучающихся;

Совет старшеклассников;

конкурсная деятельность различных уровней и направленности;

интеллектуальные игры;

научно-практическая конференция «Я познаю мир наук»;

участие в олимпиадах различных уровней и предметной направленности;

работа по индивидуальным планам;

система традиционных школьных мероприятий, коллективных творческих дел;

сетевая проектная деятельность;

агитбригады;

литературно-музыкальные гостиные;

читательские конференции;

часы общения;

индивидуальные консультации;

фестивали и выставки различных уровней и предметной ориентации;

презентации;

предметные декады и недели;

персональные выставки;

самиздат, включая выпуск школьной газеты;

психологические тренинги;

дебаты;

акции;

Основные мероприятия программы

 

№ п/п

Мероприятие

Сроки реализации

Ответственные

Подготовительный этап

 

Изучение федеральной, региональной, муниципальной базы работы с одаренными детьми

Июнь-август 2013 года

Директор школы

Чернышова Л.Б., руководитель РЦ Михина Н.С.

 

Разработка программы и критериальной базы отслеживания результативности реализации программы

Май-сентябрь 2013 года

руководитель РЦ Михина Н.С.,

зам.дир. по УВР Орлова Э.Э

 

Создание нормативно-правовой базы ресурсного центра:

Положения о центре по работе с одаренными детьми;

Положение о психолого-педагогическом сопровождении одаренных детей

Май-сентябрь 2013 года

Руководитель РЦ

Михина Н.С.

 

Формирование методической базы по направлению работы центра

В течение 2013 года

Руководители МО

 

Экспертиза программы

Июнь 2013 г.

Экспертный совет

 

Рассмотрение программы на педагогическом совете.

Май 2013 г.

Директор школы

 

Публичное представление программы родительской и ученической общественности. Обсуждение.

Сентябрь 2013 года

Директор школы

 

Утверждение программы.

Сентябрь 2013 года

Директор школы

Основной этап реализации программы

 

I. Организационные мероприятия

 

Составление и утверждение плана работы ресурсного центра

Ежегодно

Руководитель РЦ

 

Совершенствование критериальной базы мониторинговых исследований результативности реализации программы

Ежегодно

Руководитель РЦ

 

Создание тематической страницы на сайте школы «Одаренные дети»

Сентябрь-декабрь 2013 года

Ответственный за сайт

 

Создание банка данных одаренных обучающихся

Август-декабрь 2013 года

Заместители директора, руководители ШМО

 

Администрирование базы данных одаренных детей

2013-20168гг.

Заместители директора

 

Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми

2013-20168гг.

ИМЦ

Заместители директора

 

Приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей

2013-2018 гг.

Директор школы, зав.библиотекой

 

Создание и пополнение электронного банка форм и методов работы с одаренными обучающимися

2013-2018гг.

Руководитель РЦ

 

Создание системы психологического сопровождения одаренных обучающихся

2013-2018 гг.

Руководитель РЦ, педагог-психолог школы

 

Создание и пополнение электронного банка творческих и исследовательских работ одаренных обучающихся

2013-2018 гг.

Заместители директора, рук.ШМО

 

Работа постоянно действующего семинара «Современные подходы к работе с одаренными детьми»

Ежегодно

Руководитель РЦ

 

Работа практического семинара «Психологическое сопровождение одаренности»

Ежегодно

Руководитель РЦ

педагог-психолог школы

 

II. Работа с обучающимися

 

Первичная диагностика обучающихся

Август-октябрь ежегодно

Школьный психолог, педагоги, работающие с одаренными детьми

 

Дифференцированная и индивидуальная работа с одаренными детьми по общеобразовательному циклу

В течение периода реализации программы

Педагоги, работающие с одаренными детьми

 

Индивидуальная работа с одаренными детьми через систему элективных предметов, подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников

В течение периода реализации программы

Педагоги школы

 

Участие обучающихся в традиционных мероприятиях школы, города, района

В течение периода реализации программы

Заместители директора

 

Участие детей в школьном, муниципальном, региональном, федеральном этапах Всероссийской предметной олимпиады

Октябрь-февраль

Заместитель директора по УВР Орлова Э.Э.

 

Участие детей в творческих, интеллектуальных конкурсах различной предметной направленности и уровней, организация персональных выставок, социальные проекты и др. Социальная адаптация одаренных детей.

В течение периода реализации программы

Зам.директора по ВР, педагоги, работающие с одаренными детьми

 

Участие обучающихся в научно-практических конференциях и выставках различных профилей, направленности и уровней

В течение периода реализации программы

Зам.директора по УВР, педагоги, работающие с одаренными детьми

 

Создание системы стимулирования обучающихся, организация туристических поездок, экскурсий для расширения кругозора одаренных детей (краеведение, культура, искусство и т.д.).

В течение периода реализации программы

Заместители директора

 

Активизация разносторонней работы с одаренными детьми через систему дополнительного образования (кружки, секции, клубы, агитбригады, творческие коллективы).

В течение периода реализации программы

Зам.директора по ВР, классные руководители, педагоги дополнительного образования

 

Индивидуальные консультации психолога с одаренными детьми по мере необходимости

В течение года, по мере необходимости

Педагог-психолог Маркова Л.В.

 

 

III. Работа с учителями, педагогами дополнительного образования

 

Проведение совещаний, заседаний МС, ШМО по проблеме детской одаренности

В течение периода реализации программы

Руководитель РЦ

2

Создание банка диагностических методик по выявлению одаренности

2013-2018гг

Педагог-психолог

3

Обеспечение учителей района методическими материалами по проблеме детской одаренности

В течение всего срока реализации программы

Руководитель РЦ

 

Обобщение и распространение эффективных образовательных практик педагогов района.

В течение периода реализации программы

Руководитель РЦ

 

Презентация успешного педагогического опыта работы с одаренными детьми школ района

2015-2018 гг.

Руководители ОУ района

 

Индивидуальные консультации педагогов и психолога, психолого-педагогические консилиумы (по мере необходимости по проблемам общения с одаренными обучающимися)

В течение периода реализации программы

Руководитель РЦ, педагог-психолог

 

Апробация и совершенствование методик выявления одаренных детей

В течение периода реализации программы

Педагог психолог, классные руководители

 

Совершенствование системы работы и методов по выявлению скрытой одаренности

2013-2018 гг.

Психолог, педагоги, работающие с одаренными детьми

 

Проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми

В течение периода реализации программы

Руководитель РЦ

 

IV. Работа с родителями

 

Оценка потенциальных возможностей семей одаренных обучающихся.

2013-2018гг.

Классные руководители, педагог-психолог

 

Работа психолого-педагогического лектория «Становление и развитие творческой личности в семье».

В течение периода реализации программы

Педагог-психолог

 

Индивидуальная работа с родителями (по запросам)

В течение периода реализации программы (по мере необходимости)

Классные руководители, педагог-психолог

 

Участие в творческих конкурсах, акциях, соревнованиях, концертах, научно-практических конференциях вместе с детьми и педагогами.

В течение периода реализации программы

Родители

Заключительный этап

 

Система мероприятий по поощрению педагогов, работающих с одаренными обучающимися, распространение и обобщение лучшего педагогического опыта.

2015-20168гг.

Руководитель РЦ

 

Создание методической продукции по вопросам, связанным с системой работы с одаренными детьми

2015-20168гг.

Педагоги, работающие с одаренными детьми

 

Презентация результатов работы РЦ

Апрель 2018 г.

Руководитель РЦ

 

Анализ результативности реализации программы

20168гг.

Творческая группа

 

Публичный отчет по итогам реализации программы

2018 г.

Руководитель РЦ

 

Итоговые административные решения, связанные с анализом эффективности реализации программы РЦ для школы и муниципальной системы образования

2018г.

Директор ОУ

 

 

 

Литература

Возможности образовательной работы с одаренными детьми// «Дошкольное воспитание».-1995.- №3.-с.24; 1996.-№10.-с.78.

Детская одаренность глазами педагогов// «Начальная школа».-2003.-№1.-с.80.

Игры для одаренных детей// «Школьный психолог».- 2001.-№25.-с.16; Завуч.- 2000.-№6.-с.132.

Как быть с теми, кто не похож на других?// «Директор школы».- 2001.-№6.-с.80; Воспитание школьников.-2000.-№6.-с.4;

Карта одаренности// «Детское творчество».-2000.-№1.-с.8; 2000.-№2.-с.8

Креативность и одаренность ребенка// «Школьный психолог».-2004.-№4.-с.6,10.

Личностно – ориентированный подход в доп.образовании одаренных детей// «Дополнительное образование».-2006.-№11с.45

Образовательный стандарт для будущего гения// «Детское творчество».-2006.-№6.-с.8.

Одаренные дети и современное образование// «Одаренные дети».-2004.-№6.-с.85

Одаренный ребенок в школе//Начальная школа. Прилож. к газ. «Первое сентября».-2004.-№18.-с.23; 2003.-№48.-с.18,31. Ж. «Начальная школа».-2003.-№6.-с.19.

Опросники: степень развития личностных качеств// «Школьный психолог». Прилож. К газ.»Первое сентября».-2001.-№23.-с.12.

Организация работы с интеллектуально одаренными детьми// «Дополнительное образование».-2001.-№12.-с.38.

Педагогическая концепция школы «Интеллектуально одаренные дети» // «Школьные технологии». – 2007.-№6.-с.97

Программа «Одаренные дети»// «Завуч».-2001.-2001.-№4.-с.39; 2000.-№1.-с.77.

Развитие потенциала личности одаренного ребенка// «Начальная школа+».-2003.-№10.-с.24. Народное образование.-2000.-№8.-с.226.

Система выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей// «Дополнительное образование».-2005.-№5.-с.39

Тестирование// «Одаренный ребенок».-2004.-№6.-с.68

У каждого ребенка свой дар// «Директор школы».-1997.-Спец.выпуск.-с.46

Чему и как учить одаренных детей// «Народное образование».-1996.-№8.-с.56,96. «Завуч».- 1999.-№6.-с.70; 2004.-№4.-с.84. «Воспитание школьников».-1997.-№4.-с.6

 

 

Центр  по работе с одаренными детьми "РАДУГА"

Истории немеркнущие строки

Участник конкурса

Авторизация

Ученикам


Лента новостей

Design by i-cons.ch / etosha-namibia.ch