• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Инновации Работа с одаренными детьми Аналитический отчет о деятельности Центра по работе с одаренными детьми за 2015-2016 учебный год

Аналитический отчет о деятельности Центра по работе с одаренными детьми за 2015-2016 учебный год

E-mail Печать PDF

В условиях реализации ФГОС нового поколения одна из главных задач школы -

 

выявление и максимальное раскрытие способностей каждого ученика, формирование личности, способной к самоопределению и самосовершенствованию.

 

Целью деятельности Центра по работе с одаренными детьми МБОУ

 

Новоникольской СОШ 2015-2016 году являлось создание в школе оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых детей и формирование эффективной социально-образовательной среды для их обучения, воспитания, развития.

 

На выполнение данной цели было направлено решение следующих задач:

 

  1. поддержание и совершенствование условий, необходимых для реализации творческих, исследовательских, коммуникативных потребностей одарённых детей, их личностного и профессионального самоопределения.

 

  1. развитие интеллектуальной, художественно-эстетической, технической, спортивной одаренностиучащихся на базе функционирующих в школе НОУ «Альтаир», кружков,студий, спортивных секций;

 

  1. совершенствование научно-методического, психолого-педагогического сопровождения одарённых школьников;

 

  1. обновление банка данных одарённых детей;

 

  1. повышение возможностей сетевого взаимодействия в работе с одаренными детьми;

 

  1. повышение квалификации педагогов по работе с одаренными детьми и

 

накопление методических материалов по данной проблематике.

 

Эффективному функционированию Центра по работе с одаренными

 

школьниками способствует сотрудничество с целым рядом социальных партнеров:

 

- ТОГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» г. Тамбова;

 

  • ФГБОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет»;

 

  • ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»;

 

  • МБОУ ДОД «Новоникольская школа»;

 

  • МБУК «Новоникольс кий дом культуры».

 

 

Работа Центра осуществляется по следующим направлениям:

 

  1. развитие академической и интеллектуальной одаренности детей;

 

  1. развитиехудожественно-эстетическойодаренности;

 

 

  1. развитие спортивнойодаренности;

 

  1. организация психолого-педагогического сопровождения одаренных школьников;

 

  1. научно-методическая работа и повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

 

  1. Развитие академической и интеллектуальной одаренности

 

Развитие интеллектуальной одаренности является одним из приоритетных направлений работы Центра. В рамках данного направления в школе активно функционирует НОУ «Эврика», которое имеет в своей структуре 8

 

исследовательских лабораторий: историко-краеведческую, полилингвистическую,

 

технического творчества, лабораторию естествоиспытателей, лабораторию точных наук, спортивно-оздоровительную, лабораторию воспитания и развития,

 

художественно-эстетическую лабораторию.

 

Исследовательская деятельность позволяет одаренным детям реализовать свои познавательные потребности и активно развиваться в выбранном школьниками

 

направлении. Развитие интеллектуальной одаренности является одним из приоритетных направлений работы Центра. В рамках данного направления в школе с 2010 года проводиться ежегодная научно - практическая конференция школьников «Я познаю мир наук». В 2010 году участниками конференции были только учащиеся школы ,

в 2011 география и количество участников расширились в связи с процессом филиализации, в этом году конференция получила статус муниципальной и расширила возрастные рамки участников: в 6 научно-практической конференции приняли участие 8 юных исследователей.

В состав жюри конференции входят преподаватели социально-педагогического института , Мичуринского аграрного университета, методисты Информационно-методического центра и педагоги центра «Радуга».

На базе центра активно функционирует научное общество учащихся «Альтаир», которое имеет в своей структуре гуманитарное и естественнонаучное направления работы.

Муниципальная конференция является стартовой площадкой для участия в конкурсах и научно-практических конференциях более высокого уровня. В текущем году обучающиеся школ района приняли участие в целом ряде научно-практических конференций и интеллектуальных конкурсов в различных городах и регионах :

Обнинск

Москва

Калининградская область

Смоленск

Саратов

Екатеринбург

Самара

Санкт-Петербург.

Финансирование участников осуществляется в рамках муниципальных программ: « Развитие образования Мичуринского района на 2014-2020 годы» и «Развитие институтов гражданского общества на 14-20 годы».

 

Развитию академической и интеллектуальной одаренности также способствует участие школьников в олимпиадах различного уровня

. Назовем самые значимые из них:

- сентябрь - Отборочный этапа олимпиады школьников «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность». В отборочном этапе олимпиады приняли участие 11 обучающихся из 5 общеобразовательных организаций Мичуринского района. Победителями и призерами стали 3 человека.

-октябрь - Школьный этап всероссийской олимпиады проходил в октябре по 19 общеобразовательным предметам. В нем приняли участие 3544 школьника 5-11 классов

- октябрь – ноябрь - Школьный и муниципальный этапы VIII Общероссийской Олимпиады школьников по основам православной культуры. В школьном этапе приняли участие 39 обучающихся, в муниципальном этапе - 15 обучающихся Призеры-2 человека.

-ноябрь – декабрь - Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по 18 общеобразовательным предметам. В Олимпиаде приняли участие 535 обучающихся 7-11 классов. Победителями и призерами Олимпиады стали 102 школьника.

- март –Региональная олимпиада по избирательному праву и избирательному процессу среди старшеклассников общеобразовательных учреждений Тамбовской области. Мичуринский район представляли 8 участников . Среди призеров -2

-апрель- 78 обучающихся 9-11 классов приняли участие в межрегиональной открытой олимпиаде школьников им. И.В. Мичурина проводимой Мичуринским государственным аграрном университетом. Призерами первого тура стали 48 обучающихся.

- март - Олимпиада школьников по межкультурной толерантности «Моя многонациональная Тамбовщина». Мичуринский район на олимпиаде представили

6 участников .

-март - IV муниципальная (заочная) гуманитарная олимпиада школьников «Умницы и умники». В Олимпиаде приняли участие учащиеся 10 классов из 2 образовательных организаций Мичуринского района.

Ребята с активной жизненной позицией, а именно таковыми и являются лауреаты конференций и олимпиад высокого уровня, наиболее востребованы в современном обществе. Отрадно, что и наш Мичуринский район может гордиться своими талантами. С чувством особой гордости хочется отметить , что в этом году стали обладателями гранта администрации области одаренным детям трое учащихся из Мичуринского района :

Виноградова Мария (Жидиловский филиал Заворонежской школы)

Борсук Арина (Новоникольской школа)

Нехлопотчева Анастасия (Стаевская школа)

Стукалова Дарья (Хоботовского филиала Новоникольской школы)

И одна ученица– Лучникова Елена (Борщевской филиал Заворонежской школы )стала обладателем гранта администрации Мичуринского района.

 

 

 

    1. Развитие художественно-эстетической одаренности школьников

 

  • целью развития художественно-эстетической одаренности в школе функционируют 25 кружков и студий.

В течение учебного года учащиеся активно участвовали в тематических вечерах,

 

праздниках, концертах, конкурсах рисунков, плакатов, чтецов, вокалистов и т.п.

III.Развитие спортивной одаренности

 

  • школе уделяется большое внимание выявлению и развитию спортивной одаренности учащихся. В рамках Центра функционирует целый ряд спортивных секций разной направленности. Результатом работы является участие школьников в спортивных соревнованиях:

 

муниципальных: районные соревнования по кроссу; районные соревнования по теннису; районные соревнования по легкой атлетике, районные соревнования по волейболу,первенство Тамбовской области по спортивному ориентированию; областной фестиваль ГТО и др.В школе создана детская хоккейная команда , которая добилась призовых мест в хоккейном Кубке ледовой арены, хоккейном Кубке Мичуринского района, хоккейном Кубке генерала Рогожкина.

IV. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных школьников

 

Одним из условий эффективной организации исследовательской деятельности

 

школьников является психолого-педагогическое сопровождение,

которое включает в

себя все традиционные направления деятельности психолога

и предполагает

 

комплексную работу со всеми участниками образовательного процесса – учащимися,

 

педагогами, родителями.

 

Целью психодиагностических мероприятий является получение информации об индивидуальных особенностях одаренных школьников, направленности их интересов и уровне развития способностей, выявление проблем в когнитивной, эмоционально-

 

волевой и коммуникативной сферах.

 

Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом в зависимости от круга решаемых задач, а также проблем, с которыми обращаются дети, их родители и педагоги.

 

Для выявления детской одаренности педагоги-психологи школы использовали следующие диагностические методики:

 

начальное звено:

 

  • «Тест креативности» Торренса,

 

  • методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей

 

(«МЭДИС»), методика «Карта одаренности» А.И. Савенков (для родителей);

 

среднее и старшее звено:

 

  • методика «Способности школьника» (с помощью автоматизированной системы);

 

  • краткий ориентировочный (отборочный) тест (КОТ)(В.Н.Бузина,

 

Э.Ф.Вандерлика).

 

Данные диагностики учитывались при планировании и проведении психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы, включающей в себя систему мероприятий, направленных на выявление и предупреждение явлений дезадаптацииодаренных школьников в образовательной организации, разработку профилактических мер и конкретных рекомендаций учащимся, педагогам, родителям по оказанию психологической помощи одаренным школьникам: групповые и индивидуальные консультации одаренных школьников, их родителей и педагогов;отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей, их статуса в структуре классного коллектива.

 

Педагог-психолог проводил беседы и тренинговые занятия по коррекции и формированию адекватной самооценки, развитию навыков саморегуляции,

 

самопознания, бесконфликтного общения, снятию тревожности, преодолению неуверенности в себе при публичных выступлениях и т.д.

 

Психологическая служба школы играет большую роль в развитии исследовательской культуры школьников.

Психолог, наряду с другими педагогами школы, активно осуществляют научное руководство исследовательскими проектами школьников в рамках работы исследовательской лаборатории воспитания и развития НОУ.

 

20

 

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение одаренных школьников содействуетсозданию благоприятных условий для выявления и развития детской одаренности, повышению качества образовательного процесса, развитию образовательного учреждения в целом.

 

 

V. Научно-методическая работа и повышение профессиональной

 

компетенции педагогов, работающих с одаренными школьниками

 

Работа с одаренными школьниками требует от педагогического коллектива постоянного научно-методического роста в данном направлении и предполагает:

 

1) участие в семинарах, вебинарах, научно-практических конференциях,

 

интернет-форумахпо проблеме работы с одаренными детьми разного уровня;

 

    1. публикации из опыта работы в сборниках, на интернет-порталах и сайтах,

 

  • периодических изданиях;

 

    1. участие в педагогических конкурсах разного уровня;

 

    1. руководство исследовательской деятельностью школьников;

 

    1. повышение профессиональной компетенциипо работе с одаренными школьниками в ходе курсовой подготовки.

 

  • отчетный период педагоги школы приняли участие в следующих семинарах и научно-практических конференциях.

 

научно-методическая стендовая сессия в рамках XXII Всероссийских юношеских Чтений им. В.И.Вернадского; Всероссийская педагогическая видеоконференция «Проектные технологии как средство формирования и оценки метапредметных результатов обучающихся»; областной сетевой семинар с элементами тренинга «Дидактические игры онлайн как средство достижения планируемых результатов»; областная научно-практическая конференция работников образования «Путь в науку»; областной научно– практический семинар «Содержание деятельности педагога-психолога в рамках введения и реализации ФГОС»;областной семинар «Подготовка исследовательских работ обучающихся для участия в различных форумах и конкурсах» и др.

 

 

Центр  по работе с одаренными детьми "РАДУГА"

Истории немеркнущие строки

Участник конкурса

Авторизация

Ученикам


Лента новостей

Design by i-cons.ch / etosha-namibia.ch