• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Инновации Работа с одаренными детьми Положение об индивидуальном образовательном маршруте обучающихся

Положение об индивидуальном образовательном маршруте обучающихся

E-mail Печать PDF

 

Положение

об индивидуальном образовательном маршруте

обучающихся

 

1. Общие положения

1.1. Положение разработано с целью регламентации процесса формирования

и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся на

основании нормативных актов:

• Конституция Российской Федерации;

• Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"  от 29.12.2012 №273-ФЗ;

• Типовое положение об общеобразовательном учреждении;

• Устав МБОУ Новоникольской СОШ.

1.2. Индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ) – это

форма организации обучения, основанная на принципах индивидуализации

и вариативности образовательного процесса, способствующая реализации

индивидуальных образовательных потребностей и права обучающихся на выбор

образовательного пути на фиксированном этапе обучения.

1.3. ИОМ утверждается приказом директора.

1.4. ИОМ проектируется для:

1.4.1.обучающихся с повышенными образовательными потребностями и особыми

интеллектуальными, творческими, физическими способностями, высоким уровнем

развития навыков самообразования;

 

1.4.2.победителей и призеров муниципального, регионального этапов

Всероссийской олимпиады школьников в период подготовки к участию в

региональном и заключительном этапах интеллектуальных мероприятий;

1.4.3.обучающихся, находящихся на инвалидности или длительном лечении по

причине травмы или заболевания и не имеющие возможности обучаться по

обычной классно-урочной системе;

1.4.4.обучающихся, не имеющих возможность посещать учебные занятия в период

спортивных соревнований, творческих конкурсов, особых обстоятельств

жизни в семье:

1.4.5. обучающихся, не имеющих возможности получения образовательных услуг по

предмету, не заложенному в УП ОУ.

1.5. Целесообразность проектирования ИОМ обучающегося определяется на

основании рекомендаций учителей-предметников, медицинских показаний, желания

ученика и согласия его родителей (законных представителей).

1.6. В рамках ИОМ обучающийся имеет право:

• сочетать разные формы обучения: очную, заочную, экстернат, семейное;

• определять индивидуальный перечень и уровень (базовый, углубленный)

освоения отдельных тем и разделов программ учебных дисциплин;

• выбирать оптимальный темп обучения.

2. Условия и порядок проектирования индивидуального образовательного маршрута.

2.1.Информирование обучающихся и их родителей (законных представителей)

о возможностях, вариантах и условиях проектирования ИОМ осуществляется

классными руководителями и представителями администрации индивидуально, на

родительских собраниях, через информационные стенды, сайт школы.

2.2. Проектирование ИОМ для обучающегося происходит при условии позитивной

оценки педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на ИОМ;

наличия согласия родителей (законных представителей),желания ученика перейти

на ИОМ.

2.3. В проектировании ИОМ и мониторинге его реализации принимает участие

служба сопровождения образовательного процесса школы: педагог-психолог,

социальный педагог, медицинский работник.

2.4. Устанавливается следующий порядок проектирования ИОМ:

2.4.1. родители (законные представители) совместно с обучающимся заполняют

бланк заявления на ИОМ;

2.4.2.в зависимости от основания для проектирования ИОМ к заявлению

прилагаются соответствующие документы (по пп.1.4.1, 1.4.2 настоящего

Положения – рекомендации учителей-предметников; по пп.1.4.3 – медицинские

справки установленного образца, по пп.1.4.4 – официальные приглашения (вызовы)

на соревнования и конкурсы, письма директоров учреждений дополнительного

образования);

2.4.3. заместитель директора по УВР осуществляет экспертизу представленных

документов, совместно с учителями-предметниками, классным руководителем,

психологом  составляют ИОМ;

2.4.4. заместитель директора по УВР совместно с учителями-предметниками

составляют индивидуальное расписание занятий и консультаций обучающегося,

которое является частью ИОМ;

2.4.5. с целью упорядочения учебной нагрузки обучающихся и педагогической

нагрузки учителей заместитель директора по УВР осуществляет согласование

запросов родителей (законных представителей) обучающихся и рекомендаций

педагогов;

2.4.6.  сроки осуществления перечисленных выше действий и ответственные, а

также продолжительность ИОМ определяются в каждом конкретном случае;

2.4.7. к работе с обучающимися, указанными в пп.1.4.1, 1.4.2 настоящего

Положения, возможно привлечение специалистов других образовательных

учреждений;

2.4.8. при реализации ИОМ предусматривается сочетание индивидуальной

самостоятельной работы обучающегося с консультациями учителя в определённые

сроки.

2.5. Документация ИОМ включает:

2.5.1. Договор между школой и родителями (законными представителями)

обучающегося о реализации ИОМ;

2.5.2.программы по предметам в соответствии с уровнем освоения учебного

материала и сроком реализации ИОМ;

2.5.3. учебный план;

2.5.4. индивидуальное расписание учебных занятий;

2.5.5. приказы директора о переводе обучающегося на ИОМ и об утверждении

ИОМ.

 

3. Временная структура ИОМ.

ИОМ может быть разработан на период изучения темы, учебную четверть,

полугодие, учебный год и включает:

3.1. отрезок времени, покрываемый ИОМ;

3.2. общий срок выполнения, который может совпадать с выбранным отрезком

обучения, но может и отличаться от него, если ИОМ предполагает

ускоренный или замедленный темп обучения;

3.3. временной график выполнения учебных модулей по неделям с указанием

контрольных точек – сроков представления заданий, контрольных срезов,

зачетов и т.п.

 

4. Содержательная структура ИОМ.

Проектирование ИОМ основано на выборе учебных предметов, определении

объема и содержания учебного материала и включает:

4.1. предметы учебного плана обязательные для изучения на базовом уровне;

4.2. предметы учебного плана и отдельные темы, выбранные для изучения на

повышенном уровне;

4.3. факультативные дисциплины и/или темы учебных дисциплин.

5. Контролирующая структура ИОМ.

 

В эту структуру входят контрольные мероприятия, которые могут быть

подразделены следующим образом:

5.1. Учитель готовит:

• систему дифференцированных разноуровневых заданий по предмету;

• контрольные работы и тестовые задания.

5.2. Обучающийся обязан выполнить:

• дифференцированные задания по теме, целому курсу, направлению подготовки к

участию в интеллектуальных мероприятиях;

• предложенные учителем задания по алгоритмам;

• тестовые и творческие задания.

5.3. Контроль реализации ИОМ ведут заместитель директора по УВР, учитель-

предметник, классный руководитель, родители (законные представители).

 

6. Корректировка индивидуального образовательного маршрута

В ходе ИОМ может возникнуть необходимость его корректировки, которая

производится учителем-предметником и доводится до сведения заместителя

директора по УВР и родителей (законных представителей).

 

7. Подведение итогов ИОМ.

Система аттестации обучающегося, занимающегося по ИОМ включает:

7.1. Текущий контроль. Ведущее место занимает еженедельная оценка

учителем-предметником успешности прохождения ИОМ

7.2. Самоконтроль и самооценка. Организация самоконтроля и самооценки

обучающегося (например, с помощью системы анкетирования), что позволяет

проверить его успехи и развивает индивидуальные черты личности.

7.3. Итоговая аттестация. По окончании срока ИОМ используются

традиционные формы итоговой аттестации.

Индивидуальный образовательный маршрут ученика:

Пояснительная записка

1. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Продуктивное обучениев рамках малокомплектной сельской общеобразовательной средней школы и качественная и успешная подготовка к государственной итоговой аттестации могут быть осуществлены с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения.

2. Цель ИОМ: Индивидуум может получить среднее образование на выбранном им уровне в соответствии с образовательным стандартом.

Необходимость построения индивидуальных образовательных программ диктуется следующими соображениями:

1. Невозможность организовать предпрофильное и профильное обучение в малокомплектной школе стандартным способом — делением классов на профили.

2. Появились целые педагогические системы, которые рассматривают

индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент: «Одаренные дети», «Хочу быть успешным», «Выбери свой путь к успеху» и др.

3. Расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким направлениям деятельности в рамках образовательного маршрута, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

1. особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

2. профессионализмом педагогического коллектива;

3. возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;

4. возможностями материально-технической базы школы.

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

1. Постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной или профильной подготовки).

2. Самоанализ (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля).

3. Конкретизация цели (выбор направлений индивидуальных занятий).

4. Оформление маршрутного листа.

Условия необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута:

4. осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;

5. осуществление педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;

6. активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;

7. организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию:

8. предельно допустимые нормы учебной нагрузки;

9. учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального и школьного компонента;

10. особенности изучения тех или иных предметов; необходимость соблюдения баланса между предметами базового курса и курсами ИОМ;

11. возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

Такие занятия проводится как в рамках внеклассной деятельности, так и в рамках

индивидуальной работы. Выбор учащимися курсов может осуществляться в трех

плоскостях:

Индивидуальный образовательный маршрут оформляется документально в виде

Листа индивидуального маршрута обучения (Приложение 1)

В данный лист ученик заносит информацию о выбранных направлениях занятий. Последние графы «Результаты» и «Подпись преподавателя» оформляются учителем и позволяют проконтролировать факт посещения занятий учащимся его родителями и классным руководителем. Для избежания перегрузки рекомендуется учащемуся выбирать два — три курса занятий.

На основе выбранных курсов составляется индивидуальная образовательная программа учащегося, которая является технологическим средством реализации ИОМ. (Приложение 2)

Приложение 1. Лист индивидуального маршрута обучения

ФИО ___________________________________________________________________________________________________________________________

Ученика (цы) ______ класса МБОУ  Новоникольская СОШ

на _______/_______ учебный год

 

Тема направления занятий

 

ФИО учителя

 

Кол-во часов

 

Результаты

Подпись преподавателей

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

Кл. рук-ль ______________/___________ /

Ученик (ца) ________________/____________/

Родитель _________________/___________/

 

Приложение 2. Индивидуальная образовательная программа

Индивидуальная образовательная программа (адресная) ученика представляет собой описание содержания образования определенного уровня и направленности (в том числе в контексте предпрофильной или профильной подготовки), видов деятельности учащегося.

Структура такой программы может быть представлена следующими компонентами:

1. целевое назначение,

2. исходный уровень знаний учащегося,

3. продолжительность обучения,

4. ожидаемый результат,

5. учебные программы,

6. формы аттестации достижений учащегося .

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Обеспечение реализации права учащегося и его законных представителей на выбор темпадостижения личностно-значимого результата.

Обеспечение реализации права учащегося и его законных представителей в выборе направления деятельности

Наличие индивидуальной составляющей целевого, содержательного и технологического компонентов

Ориентация на продуктивность и творчество, развитие индивидуальных особенностей учащегося

Возможность адаптации программы к меняющимся запросам и условиям

 

Центр  по работе с одаренными детьми "РАДУГА"

Истории немеркнущие строки

Участник конкурса

Авторизация

Ученикам


Лента новостей

Design by i-cons.ch / etosha-namibia.ch