• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
E-mail Печать PDF
Приложение 1.
к программе «Развитие социально значимой личности»
МБОУ Новоникольской СОШ
на 2011-2016 годы»

Подпрограмма

«Одаренные дети»

Паспорт подпрограммы

Наименование подпрограммы

«Одаренные дети»

Заказчик подпрограммы

МБОУ Новоникольская СОШ

Разработчик подпрограммы

Сальникова В.В.- заместитель директора по УВР (работа с филиалами), кандидат педагогических наук

Цели и задачи подпрограммы:

Цель программы:

Создание системы деятельности педагогического коллектива для выявления, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развития одаренности.

Основные задачи:

- реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, ак­тивизация их интеллектуальных качеств в целях гар­монического развития человека как субъекта творческой деятель­ности;

-  создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;

- совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

- внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

-  установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами.

Подпрограмма реализуется в течение 2012-2016 гг.

1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами

Отечественная система образования обновляется на основе гуманистических принципов. Перед педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением. Смена приоритетов образования связана с глубоким кризисом общества, с процессами глобализации и интеграции, происходящими в мире. Реформа образования в России приняла необратимый характер, а государственная политика в области образования характеризуется как гуманная, направленная на приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.

На начало 2011-12 учебного  года  в  филиале МБОУ Новоникольской СОШ работают 35 педагогических работников. Кол-во обучающихся составляет 280 чел., из них:

– 1-4 кл.- 97 чел.;
– 5-8 кл.- 136 чел.;
– 9-11 кл.- 40 чел.

Реализация комплекса мер по развитию системы работы с одаренными детьми в период с 2009 года привела к ряду позитивных изменений:

-       контингент детей в образовательном учреждении, реализующих программу «Одаренные дети», в указанный период увеличился на 45 человек;
-       охват детей  в системе  работы с одаренными детьми увеличился на  25 %;
-       были созданы организационно-правовые и финансовые условия для реализации программы «Одаренные дети»;
-       внедрялись в практику новые модели: «Базовая профильная школа»; «Психолого-физиологические особенности учащихся, имеющие влияние на выбор средств педагогического воздействия в учебно-воспитательном процессе  общеобразовательной деятельности», реализующие основные образовательные программы  основного (среднего) образования;
-       главный акцент программы  был направлен на обновление  содержания, разнообразие форм и методов работы с одаренными детьми.

Вместе с тем в МБОУ Новоникольской СОШ существует ряд проблем:

- адаптация и освоение социокультурных норм у ребенка;
- поиск наиболее эффективных форм научно-исследовательской деятельности с обучающимися.

Таким образом, существующие организационные формы не могут удовлетворить потребности развития ребенка с одаренными способностями.

Требуется создание  социальной среды для развития и совершенствования  способностей  одаренных детей.

Основное назначение подпрограммы напрямую заключается  с реализацией муниципальной составляющей региональной модели сопровождения одарённых детей. Формирование банка методических материалов (диагностик, методик, технологий, тренингов), создание и распространение электронных пособий, подготовка педагогов к работе с одарёнными детьми, проведение интеллектуальных и творческих конкурсов для обучающихся, размещение информации в СМИ, сети Интернет – таковы некоторые направления реализации Модели, в которой справедливо отмечается: «Именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Именно они – национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать».

Реализация подпрограммы позволит создать условия для удовлетворения образовательных потребностей, поддержки и развития индивидуальности одарённых детей в общеобразовательной школе. Совместными усилиями членов педагогического коллектива создана модель развивающей образовательной среды. Она обеспечивает развитие у обучающихся способности к творчеству в интеллектуальной деятельности  на четырёх уровнях: на уроках, во внеурочной деятельности по предмету, во внеклассной работе в школе и  на внешкольном уровне. Создан банк одарённых детей.  Спланирована внеклассная работа педагогов с обучающимися по предмету. Ведётся  мониторинг достижений обучающихся. Система психолого-педагогического сопровождения обучающихся включает  диагностику, консультирование, коррекционную и развивающую работу, психологическое просвещение.

2. Основные цели и задачи подпрограммы

Цель программы:

Создание системы деятельности педагогического коллектива для выявления, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развития одаренности.

Основные задачи:

- реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, ак­тивизация их интеллектуальных качеств в целях гар­монического развития человека как субъекта творческой деятель­ности;
- создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;
- совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;
- установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами.

Этапы реализации:

1 этап: диагностико- прогностический, методологический (2012 год)

Мониторинг одаренности.

Создание банка данных:

- одаренных детей;
- творческих работ учащихся;
- текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов;
- рекомендаций по работе с одаренными детьми.

Организация:

- системы работы над проектами;
- олимпиад и интеллектуальных и творческих конкурсов;
- внеклассной работы по предмету.

2 этап: деятельностный (2013-2014 годы)

- Составление индивидуальных маршрутов обучения для детей повышенного уровня обучаемости.
- Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
- Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
- Активное использование метода проектов.
- Сохранение традиции работы с системой портфолио.
- Проведение выставок детского творчества.
- Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

3 этап: констатирующий (2015-2016 годы)

- Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми.
- Выпуск методического сборника и бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».
- Внедрение в практику работы  рейтинга учащихся.

3. Система мероприятий подпрограммы

Мероприятие
Сроки
Ответственные
1
Продолжить внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление
постоянно
Зам.директора
2
Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы.
постоянно
Руководители ШМО
3
Проведение семинаров-практикумов с учителями по вопросам выявления одаренных детей
В течение периода реализации программы
Зам.директора
4
Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников
постоянно
Руководители ШМО, классные руководители
5
Совершенствовать работу научного общества учащихся
- Создание нормативной и методической базы.
-  Подготовка педагогических кадров, создание совета общества, его членов, разработка программ, планов.
- Организация проектной и исследовательской деятельности.
2012-2013
постоянно
Руководители МО, учителя предметники
6
Участие школьников в районных, областных, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах
постоянно
Учителя-предметники
7
Проведение школьной научно-практической конференции «Я познаю мир наук»  и участие в районных, областных научно-практической конференциях  школьников «Грани творчества», «Первые шаги в науку» «КИПР-2012» и др.
ежегодно
Сальникова В.В., учителя-предметники
8
Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов, среди одаренных школьников
По особому плану в течение периода
Учителя-предметники, руководители ШМО
9
Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год
Ежегодно, август
Руководители ШМО, зам. директора. по ВР, УВР
10
Создание банка  творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов, исследовательских проектов
в течение периода
Руководители ШМО, учителя
11
Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми
По итогам года
Руководители ШМО
12
Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»
2012-2016
Ярушкина Г.В., Сальникова В.В.,
Михина Н.С.
13
Подготовка педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, составление индивидуальной программы обучения
2009-2010
Учителя –предметники

4. Механизм реализации подпрограммы

Реализацию программы обеспечивает  МБОУ Новоникольская СОШ:

-       обеспечивает координацию деятельности по реализации мероприятий подпрограммы;
-       разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию подпрограммы;
-       проводит мониторинг результатов реализации мероприятий подпрограммы;
-       предоставляет отчеты о ходе реализации подпрограммы;
-       организует размещение в электронном виде на сайте школы информацию о ходе и результатах реализации подпрограммы;
-       обеспечивает предоставление достоверной информации о ходе реализации мероприятий подпрограммы;
Исполнители мероприятий несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение.

5. Оценка социально-экономической и иной эффективности реализации целевой подпрограммы

Оценка эффективности реализации отдельных мероприятий и в целом подпрограммы обеспечивается посредством проведения мониторинга и ежегодной оценки степени достижения целевых индикаторов программы.

Реализация подпрограммы предполагает достижение следующих результатов:

-       максимальное удовлетворение запросов обучающихся  на услуги  системы работы с одаренными детьми;
-       создание условий для выявления, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развития одаренности.
-       увеличение охвата детей системой работы с одаренными детьми    до 80%;
-       создание и распространение  методических рекомендаций  по работе с одаренными детьми.

Обновлено ( 20.05.2012 18:02 )  

Центр  по работе с одаренными детьми "РАДУГА"

Истории немеркнущие строки

Участник конкурса

Авторизация

Ученикам


Лента новостей

Design by i-cons.ch / etosha-namibia.ch