• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Инновации Работа с одаренными детьми Психологическое сопровождение интеллектуально одаренных старшеклассников в МБОУ Новоникольская СОШ
E-mail Печать PDF

Психологическое сопровождение интеллектуально одаренных старшеклассников в МБОУ Новоникольская СОШ

Педагог-психолог Маркова Л.В.

В психологии одаренность определяется через понятие способности. В самом общем представлении одаренность может быть определена как обладание большими способностями. Под способностями же в свою очередь понимаются индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Анализ современных исследований в области акмеологии показывает, что одаренность чаще всего определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психосоциальным развитием и физическими данными. В области опережающего развития познания отмечается повышенная любознательность, связанная с повышенной биохимической и электрической активностью мозга, способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, упорство в достижении результата в сфере, которая ребенку интересна, высокая степень погруженности в задачу, яркое воображение, высокоразвитая фантазия. В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственно сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. В силу рано сформировавшихся личных систем ценности дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, имеют хорошо развитое чувство юмора и преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать. В области физических характеристик для одаренных детей свойственен очень высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна.

Началом психологического сопровождения учащихся Новоникольской школы было диагностическое исследование, которое имело своей целью определить особенности именно этих учащихся, и подтвердило вышеизложенный анализ современных представлений о детях с развитыми способностями. Результат психодиагностического исследования уровня развития способностей и уровня развития интеллекта показал, что половина старшеклассников достигла высокого уровня развития общих академических способностей (обучаемости), четвертая часть учащихся – высокого уровня развития специализированных способностей (точные, естественные, социальные, филологические науки), у четверых можно было зафиксировать потенциальную специализированную одаренность (физика, информатика, биология). У всех учащихся показатель IQ по методике Р. Амтхауэра (Amthauer Intelligenz-Struktur-Test, IST) выше 100. Коллеги оценят эти результаты, как достаточно высокие, учитывая сложность методики.

При этом подавляющее большинство имело выраженные опредмеченные или диффузные страхи, неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка при высоком уровне притязаний диагностировалась у большей части способных учеников, половина старшеклассников испытывала острое чувство одиночества, часть учеников посещали суицидальные мысли или намерения.

Зная особенности детей с потенциальной одаренностью и понимая, что современное общество наше не располагает возможностями и ресурсами (педагогическими, родительскими, общественными), чтобы создать таким детям в процессе жизни и обучения комфортные для развития условия, мы не удивляемся такой картине. У детей с высокими умственными способностями за период роста и взросления возникает много сложностей в семье, школе, общении со сверстниками. Проблемы с родителями обусловлены низкой психологической грамотностью общества. Из-за высокой познавательной активности, склонности начинать несколько дел одновременно и браться за слишком сложные задачи – родители устают от потенциально одаренного ребенка, отталкивают его, и часто просто не умеют на это правильно реагировать. Проблемы со сверстниками начинаются еще в детском саду и обостряются в школе, так как такого ребенка принято считать выскочкой, его интересы не совпадают со сверстниками, он постоянно оторван от группы. На этом фоне зачастую развиваются проблемы в обучении, потому что кроме одного предмета его не интересуют никакие другие. Далее следуют проблемы с педагогами, которые, ко всему прочему, психологически не готовы к принятию такого ребенка, ориентированы на среднюю норму, привыкли к «коллективным» формам обучения, или не имеют возможностей применить индивидуальный подход (например, из-за большого количества учеников в классе). Так возникают и развиваются не способности и задатки ребенка, а личностные проблемы: страхи из-за развитого воображения, обостренное чувство справедливости, неуверенность в себе и своих силах, реакция «ухода» от трудностей и проблем.

Программа психологического сопровождения интеллектуально одаренных старшеклассников «Одаренные дети» в условиях образовательного учреждения базируется на вышеизложенных результатах диагностического исследования способных учащихся, учитывает все особенности этих детей, включает в себя работу по всем направлениям деятельности психолога (диагностика, коррекция, профилактика и просвещение) и со всеми участниками образовательного процесса (ученики, родители, педагоги). Программа включает в себя поэтапно первичную и проверочную психологическую диагностику уровня способностей и склонностей, а так же личностных особенностей ребенка, индивидуальную и групповую работу с родителями и педагогическим составом, авторские подпрограммы по адаптации, профилактике суицидальных намерений, профилактике зависимости от ПАВ, психологическую подготовку к ЕГЭ и профориентирование.

Наша школа, позволяет создать психологические и образовательные условия сопровождения, в которых потенциальная одаренность и личность ученика будут гармонично развиваться. Во-первых, это возможность для способного и познавательно активного ребенка оказаться в коллективе «себе подобных», где стремление к знаниям, озабоченность успехами в учебе, активность на уроке и вне его встречает понимание и принятие сверстников, а так же поощрение педагогов. Это положительно сказывается на самооценке учащегося, повышает его веру в свои силы, позволяет довериться и полностью раскрыть свои таланты. Кроме этого, возникает здоровая конкуренция среди учащихся, позволяющая обучится не только предмету, но и развить умение справляться с трудностями, трудолюбие в достижении успеха и т.п. Во-вторых, психологическая работа с учащимися и их родителями, учителями в индивидуальной или групповой форме возможна целенаправленно в русле формирования грамотного отношения к проблеме развития способностей, обучения эффективным педагогическим формам обучения способных детей и родительским стилям взаимодействия с одаренным ребенком. В-третьих, становится более глубокой психологическая коррекция возникших личностных проблем, так как число детей, обучающихся в лицее по сравнению с общеобразовательной школой меньше, а кроме этого половина учеников проживают в общежитии лицея. Немаловажным условием для качественного психологического сопровождения детей с такими особенностями явилась бы возможность достойного материально-технического оснащения психологической службы, наличие оборудованного кабинета, выхода в интернет, формирования диагностической методической базы, чего нет.

В заключение, хотелось бы заметить, что необходимость создания таких условий для развития способных детей, разработка и реализация качественных программ психологического сопровождения одаренности – первостепенная задача нашего общества. И задача эта тем сложнее, чем больше мы привыкли работать на среднестатистические показатели. Много лет педагогов и психологов образования ориентировали на «подтягивание» неуспевающих учащихся к среднему уровню, а те, кто без наших особых усилий показывали высокие результаты, становились «кумирами», «выскочками» или «палочками-выручалочками» на открытых уроках, привыкая к особенному к себе отношению и теряя главную свою способность – трудиться и развиваться. Необходимо осознать, что психологическое сопровождение и социализация одаренных и способных учащихся не эффективно и даже не возможно без сопровождения и социализации тех, кто создает для них условия: родителей, педагогов, администрации и общества в целом.

Обновлено ( 20.05.2012 18:00 )  

Центр  по работе с одаренными детьми "РАДУГА"

Истории немеркнущие строки

Участник конкурса

Авторизация

Ученикам


Лента новостей

Design by i-cons.ch / etosha-namibia.ch