• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Инновации Работа с одаренными детьми Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в общеобразовательной школе
E-mail Печать PDF

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в общеобразовательной школе

Маркова Л.В.,
педагог-психолог
МБОУ Новоникольская СОШ

 

Словосочетанием «одаренные дети» обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети качественно отличаются от сверстников: они опережают их в развитии. И хотя такой подход к пониманию одаренности критикуется, существование данной группы детей определяется статистически и не вызывает сомнения.

Совсем по-другому звучат слова «одаренность» и «дети» в ином сочетании – «детская одаренность». Произнося так, мы тем самым подчеркиваем, что способность к мышлению, творчеству, обучению предстает перед нами уже не как исключительность, а как потенциал. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени. Таким образом, рядом с термином «одаренные дети», подчеркивающим их исключительность, появляется другой, близкий, но вместе с тем принципиально иной по содержанию термин – «детская одаренность».

В соответствии с этим, в педагогической практике возникают две равноценные задачи:

- первая – это создание системы обучения и воспитания одаренных детей;

- и вторая задача – разработка практических мер, направленных на развитие потенциала каждого ребенка.

Понимание одаренности только как характеристики интеллекта не совсем верно. Одарен, необычайно развит не сам по себе ум человека, одарена его личность. Одаренного человека отличает качественное своеобразие психики, которое определяет возможности достижения исключительно высоких (необычных, незаурядных) результатов деятельности по сравнению с другими людьми.

Благодаря особому психическому складу одаренные дети значительно опережают своих сверстников при прочих равных условиях.

Какими же особенностями, характерными чертами они обладают? Чем именно отличаются от сверстников?

При всем индивидуальном своеобразии проявлений детской одаренности, существует довольно много черт, характерных для большинства детей. Можно нарисовать более-менее обобщенный портрет одаренного ребенка.

Все одаренные дети обладают следующими особенностями развития познавательной сферы:

Любознательность (познавательная потребность). Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Оно проявляется в поиске новой информации, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблему там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека.

Склонность к задачам дивергентного типа. Под задачами дивергентного типа в данном контексте следует понимать самые разнообразные по предметной направленности проблемные, творческие задания. Главная особенность этих задач в том, что они допускают множество правильных ответов.

В традиционном обучении практически все задачи относятся к числу конвергентных. То есть условия задачи предполагают существование лишь одного, единственно верного ответа, который может быть вычислен путем строгих логических рассуждений.

Одаренные дети заметно отличаются повышенным интересом к дивергентным задачам, явно предпочитая их заданиям конвергентного типа. Создаваемые этими задачами ситуации с высокой степенью неопределенности не подавляют, а, напротив, стимулируют активность ребенка. Решение проблем такого рода требует поиска разных подходов, часто необходима интуиция, озарение и другие специфические характеристики продуктивного мышления.

Оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных. Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности).

Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые альтернативные стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Высокий уровень гибкости мышления – явление редкое, поэтому его наличие свидетельствует об исключительности, характерной для одаренных детей.

Легкость генерирования идей, или беглость мышления. Большое количество идей характерно для одаренного ребенка как реакция на проблемную ситуацию. Возникающие идеи могут выглядеть совершенно нереальными на первый взгляд, но при глубоком изучении часто именно они служат базовыми для принципиально новых подходов. Беглость мышления может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).

Легкость ассоциирования. Проявляется в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются. Возможным это становится при наличии умения видеть связи между разными событиями, далекими по содержанию. Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем обычные сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями, и эти связи могут быть нетрадиционны и непривычны.

Высокая степень концентрации внимания. Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям. Ребенок часто бывает поглощен заинтересовавшим его занятием настолько, что его практически невозможно отвлечь, причем заниматься им он способен длительное время, может возвращаться к нему в течение нескольких дней.

Отличная память. Способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одаренности. Одаренные дети часто удивляют окружающих своим умением запоминать. Но следует иметь в виду, что преимущества одаренного ребенка обеспечиваются не столько большим объемом хранящейся в памяти информации, сколько способностью быстро извлекать из памяти нужную информацию.

Способность к прогнозированию – способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Эта способность в значительной степени зависит от наличия и степени развития таких характеристик одаренного ребенка, как гибкость мышления, легкость генерирования идей, склонность к задачам, имеющим множество решений. Интегральный характер данного свойства позволяет считать его одним из основных при определении одаренности. Способность к прогнозированию обнаруживается не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий элементарных событий до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Способность к оценке – прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Способность к оценке обеспечивает самодостаточность ребенка, уверенность в своих силах, определяя этим его самостоятельность, независимость и другие качества.

Также, все одаренные дети имеют сходные особенности психосоциального развития:

Самоактуализация. У одаренных детей ярко выражено стремление реализовать свои личностные возможности и раскрыть свой внутренний потенциал. Стремление к самоактуализации считается главным побудительным мотивом творчества.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) – стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Одаренные дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы. Перфекционизм проявляется в упорном стремлении делать и переделывать работу до тех пор, пока она не будет соответствовать самым высоким личным стандартам.

Социальная автономность – способность и стремление противостоять мнению большинства, относительная свобода от общепринятых ограничений. В одаренном ребенке, несмотря на свойственную детям подражательность, социальная автономность характеризует степень детской самостоятельности и независимости.

Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.

Познавательный эгоцентризм. Характерен для одаренных детей как дошкольного, так и младшего школьного возрастов. Одаренные дети практически не способны понять, почему то, что просто и понятно для них самих, не могут постичь окружающие. Познавательный эгоцентризм отличается устойчивостью и в значительной мере сохраняется в дальнейшем.

Лидерство. Одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора, приобретая опыт принятия решений.

Основная причина склонности одаренного ребенка к командованию сверстниками – его интеллектуальное превосходство над ними, гибкость и быстрота его мышления. Он лучше других представляет себе наиболее эффективный характер игровых действий, прогнозирует возможные ошибки и, как бы предупреждая их, берет на себя роль лидера. Это проявляется довольно отчетливо в старшем дошкольном возрасте.

У младших школьников эта ситуация несколько видоизменяется. Часть одаренных детей перестает интересоваться коллективными играми, предпочитая им интеллектуальные игры и занятия. Основные причины: полученный ранее негативный опыт общения со сверстниками в коллективных играх, увлеченность углубленной интеллектуальной работой, самодостаточность.

Лидерство проявляется в том, что ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается, проявляет инициативу, принимает на себя ответственность.

Соревновательность – склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений – важный фактор развития личности, закалки характера.

Однако соревноваться необходимо не столько с обычными, сколько с такими же одаренными детьми. Желание одаренного ребенка побеждать, выигрывать в конкурентной борьбе со всеми своими сверстниками приносит больше вреда, чем пользы. Формируемое в результате чувство превосходства весьма существенно деформирует дальнейшее личностное развитие. Конкуренция же с более сильными детьми при соблюдении ряда педагогических условий дает хорошие результаты.

Особенности эмоционального развития. В качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка отмечается повышенная уязвимость. Способность улавливать то, что осталось незамеченным другими, сочетаясь со свойственным им эгоцентризмом, приводит к тому, что они все принимают на свой счет. Поэтому внешне нейтральные замечания, реплики, действия могут оказывать сильное воздействие на одаренного ребенка.

В педагогической психологии выделяют четыре категории одаренных детей:

  • дети, интеллектуально одаренные (имеющие высокие показатели по специальным тестам интеллекта);
  • дети с ярким проявлением специальных способностей (достигшие больших успехов в каких-либо областях деятельности);
  • дети, академически одаренные (отлично успевающие в школе);
  • дети с высокой креативностью (потенциально одаренные).

Интеллектуальная одаренность проявляется, как правило, очень рано. Такие дети уже к 3-4 годам обучаются чтению, письму и счету, затем увлекаются какой-либо областью знания и далеко продвигаются в ней. Дети-интеллектуалы хорошо излагают свои мысли, обладают устойчивым вниманием, наблюдательностью, развитым логическим мышлением, необычайно высоким трудолюбием и имеют выраженную установку на творчество. Если измерить их коэффициент интеллекта с помощью тестов, например, шкалой Д. Векслера, то результат получается высоким – выше 110 баллов.

Для ориентации педагогов необходимо отметить, что интеллектуально одаренных детей в действительности очень мало – не более 2-3% от всего количества детей. И еще приблизительно 15% детей, которые имеют повышенные умственные способности.

Дети с ярким проявлением специальных способностей чаще всего характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой склонностью к какой-либо области искусства, науки или техники. Разные специальные способности проявляются по-разному и в разном возрасте.

Раньше способности проявляются в тех видах деятельности, где требуются особые специальные задатки (музыкальные, художественные, артистические, спортивные) или формальные качества ума (глубина, широта, гибкость и т.д.)

Позже специальные способности обнаруживают себя там, где нужен жизненный опыт (например, литературные).

Сколь бесконечно число видов деятельности человека, столь же многообразны и его специальные способности.

К академически одаренным относят детей, имеющих отличные отметки по всем учебным предметам. (Что далеко не всегда характерно для интеллектуалов). Для таких детей освоение школьной программы не составляет никакого труда. Они обладают исключительной способностью к глубокому проникновению во все учебные дисциплины и к равно успешному и углубленному изучению всех школьных предметов. Академически одаренные дети имеют глубокую и стойкую внутреннюю мотивацию к познавательной деятельности. В характере такого ребенка, как правило, присутствуют собранность, высокая самодисциплина и требовательность к собственным научным достижениям.

Дети с потенциальными признаками одаренности. Эта категория детей самая интересная, так как если первые три категории учителями легко замечаются и выделяются, то потенциально одаренные дети «остаются в тени» и их способности в школе могут так и не развиться.

Как выглядят эти дети?

Такие дети не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на высокую креативность.

Это своеобразие проявляется в:

—   нестандартном видении проблемы, неординарной точке зрения по разным вопросам;

—   нешаблонном мышлении;

—   оригинальности и самостоятельности суждений.

Возможно, эти особенности ребенка указывают на высокие способности к тем видам деятельности, для развития которых в школе пока нет условий.

Наличие в общеобразовательной школе большого количества детей с высоким уровнем общих и специальных способностей предполагает комплексную работу по их развитию и поддержке. Такая работа может быть эффективной только в условиях сотрудничества всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, самих детей и психолога.

Целевая программа работы школы по данной проблеме должна включать в себя не только диагностическую, статистическую, развивающую и коррекционную составляющие, но и систему контроля, анализа и прогноза.

Сопровождение детей с признаками одаренности может строиться по схеме: педагогическая и психологическая диагностика – составление банка данных – анализ информации – поддержка, развитие и коррекция трудностей.

В самом общем виде система сопровождения включает в себя следующие основные направления работы школы:

  • Углубленная психолого-педагогическая диагностика степени одаренности ребенка.
  • Составление и ведение банка данных по одаренным детям.
  • Организация адекватного обучения.
  • Индивидуальное и групповое консультирование для педагогов, родителей и учащихся.
  • Менторство (наставничество) – индивидуальное систематическое руководство опытного специалиста развитием выдающегося ученика, установление тесной личной связи между ними.
  • Организация и проведение предметных декад, конкурсов, смотров и интеллектуальных марафонов для одаренных школьников.
  • Психолого-педагогическая подготовка учащихся к городским, региональным и республиканским олимпиадам, конкурсам и смотрам.
  • Содействие в реализации школьниками своих потенциальных возможностей и специальных способностей через разнообразные формы внешкольной работы (кружки, секции, студии, Малая академия наук, пр.).
  • Привлечение детей к работе в органах школьного самоуправления, к участию в организации и оформлении школьных мероприятий.
  • Подготовка брошюр, книг, статей и других публикаций одаренных детей, а также публикаций о достижениях детей со специальной одаренностью.
  • Специальные психологические занятия, направленные на развитие мышления, креативности и социальных навыков (тренинги, мини-курсы и т.п.).

Среди всех этих направлений самым важным, требующим решения, является адекватное обучение одаренных детей.

При разработке для них содержания учебной деятельности сложилось несколько стратегических линий. Одни стратегии опираются на изменение количественных характеристик учебной деятельности (объем материала, темп обучения), другие основываются на изменении качественных характеристик образования (новые курсы, характер подачи материала).

Количественных стратегий - две: ускорение и интенсификация. Стратегия ускорения предполагает увеличение темпа (скорости) прохождения учебного материала. Исследования, проведенные многими специалистами, свидетельствуют о том, что ускорение позволяет одаренному ребенку оптимизировать темп собственного обучения, что благотворно сказывается на общем интеллектуальном и творческом развитии. Отрицательные последствия ускорения редки: бывают отдельные случаи, когда нагрузка не соответствует ни способностям, ни физическому состоянию ребенка.

Ускорение осуществляется в таких организационных формах, как: раннее поступление в школу; более быстрый (по сравнению с традиционным) темп изучения учебного материала всем классом одновременно; «перескакивание» одаренного ребенка через класс; радикальное ускорение (возможность заниматься по университетской программе); раннее поступление в ВУЗ.

Стратегия интенсификации предполагает не изменение скорости усвоения, а увеличение объема материала, повышение интенсивности обучения. Интенсификация активно используется в практике работы школ или классов с углубленным изучением отдельных предметов.

Качественные стратегии перестройки содержания образования связаны с внедрением в обучение новых развивающих программ и методик для одаренных детей, качественно отличающихся от стандартных. Весь этот спектр мер обычно именуют термином «обогащение». Под ним понимаются, в частности, следующие подходы:

Индивидуализация обучения. Является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования одаренных. Главным в этой идее является не формирование личности с заранее заданными свойствами по установленной модели, а создание условий для полноценного проявления и развития специфических личностных качеств одаренных детей.

Обучение мышлению. Это направление работы по целенаправленному развитию интеллектуально-творческих способностей одаренных детей. Увидеть развитие мышления, как самостоятельный предмет учебных занятий, очень сложно. Интеллект – это не то, что может быть «выучено», это то, что служит фундаментом обучения и является закономерным результатом созревания организма. Однако многие педагоги-новаторы уделяют особое внимание специальному, целенаправленному развитию креативности, обучению детей технике и технологии мыслительных действий, процессам эффективного познавательного поиска.

Исследовательское обучение. Главная особенность этого подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Самостоятельная исследовательская практика детей рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей.

Проблематизация (проблемное обучение). Этот вид качественного изменения содержания образования предполагает ориентацию на постановку перед детьми учебных проблем. Освоение учебного материала строится таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблемы, во-вторых, найти способы решения и, наконец, решить их. Для этого учащихся необходимо обучать умению видеть проблемы. Особые методические приемы проблемного обучения позволяют достичь того, что учащийся выделяет и ставит проблему, предлагает возможные решения, делает выводы в соответствии с результатами проверки, применяет выводы к новым данным, делает обобщения.

Разработка программ развития социальной компетенции. Часто ребенок, опережая сверстников по уровню развития мышления, отстает от них в психосоциальном развитии. С целью преодоления этих проблем создаются программы специальных интегрированных курсов, направленных на развитие эмоциональной сферы, коррекцию межличностных отношений в коллективе, самоактуализацию. В рамках этих курсов возможно проведение диагностики уровня сформированности личностных качеств и создание условий для целенаправленной коррекции индивидуальных особенностей.

В каких конкретных формах могут воплощаться вышеописанные стратегии, подходы, идеи? Как можно работать с одаренными детьми в обычной общеобразовательной школе?

Рассмотрим по категориям.

Интеллектуально и академически одаренные дети

Они представляют самую большую трудность для педагогов, так как школа не имеет возможности создать условия для дальнейшего развития таких детей.

Главная проблема состоит в том, что те трудности в обучении, с которыми сталкиваются интеллектуалы, не поддаются частной коррекции, а требуют пересмотра всей системы учебно-воспитательного процесса, начиная с подготовки учителя для работы с такими детьми, с составления новых, развивающих программ и заканчивая изменением режима дня. Изменения отдельных приемов, форм в обучении одаренных детей мало что дают, так как остается неизменной суть – внутренняя установка учителя, общий подход к одаренным детям.

Однако некоторые возможности для развития интеллектуалов есть и у обычной школы:

1. «Перескакивание» через класс.

Если дети с опережающим развитием остаются среди своих одноклассников, им нечего делать на уроках, поскольку им не хватает умственной нагрузки. Они не хотят решать стандартные учебные задачи, так как они им не интересны. Дети-интеллектуалы быстро теряют мотивацию к учебной деятельности, вследствие чего снижаются их академические успехи и возникает школьная дезадаптация.

Как вариант, можно допустить более гибкий переход из класса в класс. Здесь есть как положительные, так и отрицательные стороны. Плюсы заключаются в том, что если переводить ребенка в старшие классы, не соответствующие его возрасту, но адекватные его умственному уровню, его развитие не будет задержано. Стимулируемые новой информацией, не будут угасать его познавательные потребности.

Отрицательными же факторами станут нарушения общения со сверстниками, трудности при вхождении в новый коллектив, состоящий из старших детей. Это может привести к деформации личности.

Однако в педагогике есть опыт перевода через класс не одного ученика, а целой группы детей. (С. Н. Лысенкова). В результате снимаются трудности, связанные с адаптацией в коллективе.

2. Создание специального класса для одаренных детей (начиная с 1-го).

В опыте создания таких классов также есть как положительные, так и отрицательные стороны. Высказывается опасение, что дети, обучающиеся в таком классе, могут проникнуться особым чувством гордости, самомнения, сознания своей исключительности. Но точно такие же черты легко могут возникнуть у них и в обычном классе благодаря превосходству их способностей и той легкости, с которой они оказываются впереди своих одноклассников.

3. Ускорение и обогащение обучения в обычном классе.

Возможно ускоренное прохождение стандартной учебной программы одним ребенком в рамках обычного класса. Это целесообразнее предпринимать в начальной школе.

Иногда бывает полезнее ситуация, когда одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам. Это открывает большие возможности для развития умения работать самостоятельно. Для такой индивидуализации обучения необходимо желание и активность педагога.

4. Занятия в другом классе.

Одаренный ребенок может обучаться какому-то одному предмету с детьми старшего возраста. Например, первоклассник, который очень хорошо читает, может быть по чтению во 2-ом или даже 3-ем классе. Посещение старшего класса требует согласованной работы нескольких учителей.

5. Создание специальных факультативов для интеллектуально одаренных детей.

На таких факультативах могут предлагаться разного рода творческие задачи высокой сложности, рассматриваться проблемы, требующие творческого подхода к их решению. Эти факультативы могут посещать и дети с потенциальной одаренностью.

6. Использование специальных приемов по развитию творческого мышления и воображения на уроках.

Упражнения, простейшие изобретательские и формально-логические задачи, которые способны решать одаренные дети в начальной школе, органично «вплетаются» в уроки.

Например, упражнение «Конструирование задач». Детям дается несколько математических величин и знаков. Нужно из этого набора сконструировать как можно больше вариантов математических задач.

Еще один пример. Даже простая постановка вопроса на уроке – и то может быть разной. Узкие вопросы частного содержания типа «Что у нас сегодня на завтрак?», порождают ответы элементарного уровня. Если же учитель поставит вопрос иначе, например, «Перечислите все, чем мы могли бы перекусить», то это будет вопрос открытого типа, предполагающий перечисление целого ряда пищевых продуктов.

7. Использование проблемного обучения с применением таких техник, как мозговой штурм, синектика и др.

Дети с ярким проявлением специальной одаренности

Если в обычной школе имеются ярко выраженные математики, биологи, лингвисты, литераторы, художники и другие узкоодаренные дети, то можно предложить такие варианты работы с ними:

1.Организация системы факультативов по предметам.

Это широко известная форма работы. Именно факультатив дает возможность плодотворного информационного сотрудничества одаренного ребенка со взрослым.

2. Дифференциация обучения в старших классах.

Дифференциация предполагает организацию профильного обучения, начиная с 10-го класса, а может быть, с 7-8-го. Профили подбираются исходя из интересов способных детей в школе, и могут быть самыми разными: гуманитарные, технические, естественно-научные, эстетические и др. Профильные классы имеют специальные учебные программы и отобранный состав учеников.

3.Создание в школе сети кружков (краеведения, языкознания, модельеров и пр.)

4.Самостоятельное исследование по проблеме.

Способные дети могут провести небольшое самостоятельное исследование по вопросу, который их особенно интересует, и выступить по результатам работы с докладом перед учителями или соучениками. Учитель-предметник оказывает такому ученику помощь в плане методики проведения исследования.

5. Участие в различных секциях Малой академии наук.

6. Проведение старшеклассниками уроков в младших классах.

В школьных условиях может быть эффективна и такая форма работы, как проведение практикумов в младших классах, которыми руководит старшеклассник. Или подготовка и проведение старшеклассником урока в начальной школе. Это дает возможность подростку побыть в роли учителя и с этой новой для него позиции отнестись к интересующему его предмету.

7. Создание индивидуальных учебных планов для узкоодаренных детей.

Это достаточно спорный вариант работы. В отдельных случаях можно допустить обучение узкоодаренного ребенка по дифференцированному индивидуальному плану. Это означает, что по некоторым другим учебным предметам ребенку будет позволено не только изучать программу в меньшем объеме, но даже и с меньшей результативностью.

8. Краткий поурочный тренинг.

Такой тренинг можно практиковать на любом уроке, приспосабливаясь к его специфике. Он не будет нарушать ни привычное течение урока, ни освоение программного материала.

Приведем примеры.

На уроке литературы можно в течение 5 минут, отобрав группу учеников, проводить с ними экспресс-занятие. Это может быть припоминание качеств героев того или иного произведения; сопоставление произведений между собой; импровизированные рассказы; сочинение стихов-экспромтов на свободную тему и на заданные рифмы; сочинение рассказа по опорным словам; ролевые диалоги героев произведений.

На уроках иностранного языка это может быть конструирование предложений из опорных слов, разыгрывание сценок.

На географии – «путешествие» в одну из стран и экономический анализ какого-нибудь района.

На истории – реставрация конкретной обстановки, быта какой-то эпохи.

На математике – решение головоломок.

В начальной школе – упражнение «Завершение сказок». Требуется придумать по три разных концовки к нескольким сказкам, сюжет которых обрывается после кульминации.

9. Предоставление дополнительного свободного времени.

По возможности узкоодаренным ученикам надо оставлять больше свободного времени, которым они могли бы распорядиться по своему усмотрению для самостоятельных занятий в соответствии со своими склонностями. Одаренный ребенок, по-настоящему увлеченный каким-то делом, способен относиться к такой льготе ответственно и использовать ее по прямому назначению.

Потенциально одаренные дети

Для таких детей много значат условия обучения и воспитания. Если эти условия таковы, что затрудняют самовыражение, то у детей могут возникнуть черты тревожности, нейротизма.

Отношение к таким ученикам бывает не всегда благожелательным. Дети часто не принимаются учителем. Можно услышать о них такие высказывания: «Всегда неизвестно, чего от них ожидать», «они непредсказуемы».

Кроме того, нестандартность, оригинальность мышления легко спутать с оригинальничаньем как средством самовыражения, а тягу к самостоятельности – с самоуверенностью и негативизмом. Поэтому творческие дети часто оказываются в положении нежелательных и неодобряемых учеников.

Для того, чтобы продуктивно общаться с потенциально одаренными детьми, учителю нужно прежде всего изменить свою внутреннюю установку по отношению к таким детям, постараться принять их и создать для них теплую атмосферу.

Чтобы стимулировать развитие потенциально одаренных детей, нужно:

- во-первых, позволять им высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, внимательно выслушивать ребенка;

- а во-вторых, на уроках чаще давать задания творческого характера. Но не следует готовить такие задания персонально для нестандартных учащихся и предлагать им вместо обычных заданий, которые даются классу, поскольку в этом случае ученики ставятся в неравные условия. Задания творческие нужно давать всем, как дополнительные, после выполнения основного задания, и оценивать только успех.

Для потенциально одаренных детей подойдут также многие формы обучения из тех, которые предлагаются другим категориям одаренных детей. Ведь потенциальная одаренность может проявиться в самых разных и неожиданных ситуациях, поэтому, чем богаче и многообразнее условия, созданные детям, тем больше вероятность проявления их необычайных способностей.

Для раскрытия внутреннего потенциала креативных учеников необходимо привлекать к посещению факультативов для интеллектуалов и предметных факультативов, к участию в секциях Малой академии наук, студиях, кружках, к самостоятельному исследованию проблем; использовать на уроках специальные приемы по развитию мышления и воображения, краткие поурочные тренинги; постоянно применять проблемное обучение.

Учитель для одаренных детей

Существует достаточно много исследований, позволяющих говорить о том, что ведущим фактором развития творческих способностей детей является личность учителя, воспитателя, психолога, работающего с ними. В большинстве случаев, когда способные дети учатся ниже своих возможностей, это происходит в результате плохого преподавания, негативного отношения учителя к ребенку и неадекватных учебных программ.

Педагогу принадлежит ключевая роль в организации творческой образовательной среды для развития одаренности учащихся. Большое значение имеет стиль взаимодействия педагога с детьми. В опыте педагогов-новаторов и творчески работающих учителей наблюдается, в первую очередь, перестройка в стиле взаимодействия. Для развития творческих способностей наиболее желателен и благоприятен демократичный стиль.

Нет сомнений в том, что успешно работать в творческом направлении могут только учителя, прошедшие соответствующее обучение. Данные проведенных исследований показывают, что неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей; но, даже замечая таких детей, они остаются равнодушными к их проблемам, так как не могут их понять. Если такой учитель все же работает с одаренными детьми, то часто использует тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

Психологи выделяют следующие качества, которыми должен обладать учитель, работающий с одаренными детьми:

  • наличие позитивной Я-концепции (доброжелательное отношение к самому себе и окружающим);
  • высокий уровень интеллектуального развития и широкий круг интересов;
  • эмоциональная уравновешенность, стабильность;
  • чувствительность к переживаниям и потребностям других;
  • творческий подход к делу;
  • чувство юмора;
  • успешный опыт педагогической работы (умение строить, модифицировать и индивидуализировать процесс обучения в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка);
  • опыт работы с родителями и семьей в целом.

Кроме этого, учителю необходимы еще и специфические знания и умения:

  • знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в различных ситуациях учебно-воспитательного процесса;
  • знание уровней становления личностной социализации и создание педагогом необходимых условий для успешной самореализации ученика;
  • понимание того, что по сути представляет собой развивающее образование, его основные отличия от традиционных форм обучения и воспитания;
  • знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса; умение выбрать адекватную дидактическую форму учебного материала, сообразуясь с психологическими особенностями одаренного ребенка;
  • умение встать в рефлексивно-диалогическую позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить.

Понятно, что для работы с одаренными детьми необходима системная подготовка педагогов и узких специалистов образования. Основным требованием к такой подготовке является изменение педагогического сознания. А именно – изменение сложившихся ранее стереотипов восприятия (ученика, учебного процесса и самого себя), способов взаимодействия, методов обучения. Стремление понять: «кто мой ученик?» должно превалировать над установкой: «таким должен быть ученик».

Учитель, прошедший специальную подготовку для работы с одаренными детьми, способен разрабатывать гибкие, индивидуальные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; способствует формированию положительной самооценки ученика, проявляет уважение к его индивидуальности; поощряет творчество. Межличностное общение с таким учителем носит характер помощи, поддержки, недирективности.

Эти качества, умения педагога можно развивать несколькими путями: предоставлением знаний об особенностях развития, процессах обучения и воспитания разных категорий одаренных детей; с помощью психологических тренингов в достижении понимания самих себя и других; тренировкой педагогических умений, необходимых для эффективного обучения и общения с одаренными детьми.

Обновлено ( 20.05.2012 17:57 )  

Центр  по работе с одаренными детьми "РАДУГА"

Истории немеркнущие строки

Участник конкурса

Авторизация

Ученикам


Лента новостей

Design by i-cons.ch / etosha-namibia.ch