• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Инновации Работа с одаренными детьми Методические рекомендации по работе с одарёнными детьми
E-mail Печать PDF

Методические рекомендации по работе с одарёнными детьми.

Содержание.
Введение.
Уровни одаренности.
Понятие коучинга.
Общие методические рекомендации для учителей.
Список литературы.


Введение.

Прежде чем приступить к  методическим рекомендациям с одаренными детьми хотелось бы дать научное понятие об этих удивительно интересных, до конца неизученных детях.

Одарённые дети, или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые признаны  образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами.

В течение XX века таких детей обычно классифицировали с помощью тестов коэффициента интеллекта, но недавние разработки в области теории интеллекта подняли проблему ограниченности подобного тестирования. Одарённые дети обладают многими потребностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии удовлетворить. Поэтому в большинстве школ США и Европы были созданы программы для работы с одаренными детьми. Стандартным уровнем определения «одаренности» является пребывание выше 2-ой сигмы (верхние 2 %) по стандартному тесту интеллекта.

Уровни одарённости.

Тесты коэффициента интеллекта используют следующую классификацию для определения различных уровней одаренности:

-«Яркий», просветленный: 115 и более, или 1 из шести (17 %)
-Умеренно одаренный: 130 и более, или 1 из 50 (2 %)
-Высоко одаренный: 145 и более, или 1 из 1000 (0,1 %)
-Исключительно одаренный: 160 и более, или 1 из 30 тысяч (0,003 %)
-Необычайно одаренный: 175 и более, или 1 из 3 миллионов (0,00003 %).

Немного осветив  это очень обширное понятие об одаренных детях,  следует перейти к методическим рекомендациям именно для педагогов – психологов.

Общая стратегия работы по профессиональному самоопределению одаренных подростков опирается на их основные цели и идеалы. Более того, будущее для одаренного подростка во многих случаях так значимо, что он разрабатывает для себя так называемый  доминантный жизненный проект, своего рода «планпотребного будущего» (Н.А. Бернштейн), который  нередко обладает такой энергетической мощью, что во многих случаях направляет всю его дальнейшую жизнь. Именно с этого и надо начинать консультативную работу с одаренными детьми. Необходимо выделить главные и второстепенные цели, основные и служебные задачи, средства и приемы, с помощью которых можно добиться реализации его жизненного проекта. Особое значение имеет так называемая временная перспектива, которой сейчас посвящены многие научные исследования. Иначе говоря, необходимо проработать жизненные планы подростка .Вряд ли стоит настаивать на «смене идеалов». С определенного возраста это сделать трудно, (беседами, во всяком случае), да и не всегда оправдано. Нет ничего плохого в том, что человек хочет  иметь красивый дом,  хорошую  машину  и возможность путешествовать не реже, чем два раза в год.  Просто человек должен подбирать профессию, точно зная, чего именно он от нее ждет. Важно подчеркнуть, что программа профориентационной  работы с детьми, обладающими выдающимися способностями, должна быть не только дифференцированной, но и включать в себя инновационные практические подходы.

Одним из таких подходов к работе с одаренными старшеклассниками может стать коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Так, если психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-то симптома, работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.), т.к.  основополагающие  его  принципы  обеспечивают возможность эффективного их применения в сфере профессионального самоопределения, в число этих принципов входят:

  • работа не с проблемой, а с целью (ориентация на цель позволяет двигаться вперед, в то время как работа с проблемами часто уводит в прошлое и требует много времени);
  • позитивное формулирование цели;
  • ориентация на настоящее и будущее;
  • обращение к глубинным базовым ценностям человека;
  • вера  в  то,  что у человека уже есть все ресурсы и безграничные возможности достижения целей, а задача консультанта помочь их найти.

В последние годы по проблематике коучинга  появилось  довольно много литературы. Изложенный в ней материал позволяет детально ознакомиться с теорией и практикой этого способа работы.

Общие методические рекомендации для учителей:

  • изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.
  • вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.
  • совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.
  • должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.
  • на уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.
  • необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.
  • преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.
  • для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.
  • уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.
  • подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.
  • подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.
  • центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
  • развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.
  • постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
  • стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
  • экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
  • позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг.

После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.

Список литературы

1. Мартынов С. “Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом”. Ж. Дошкольное воспитание”. № 8. 2000
2. Белова Е. “Одаренные дети”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 4. 2001
3. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. “Одаренные дети”. М., Прогресс, 1999.
4. Лейтес Н. “Легко ли быть одаренным?”. Ж. “Семья и школа”. № 6. 1999.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для учителя. М., Просвещение, 1991
6. Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание, 2003
7. Лейтес Н.С. Судьба вундеркиндов. Ж. “Семья и школа”. № 12, 1999.
8. Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998 г.
9. Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 2001 г.
10. Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и социальная активность молодежи / Материалы Всесоюзной научной конференции ''Человек в системе общенаучных отношений''. - М., 1998.
11. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской, В.А.Слуцкого. - М.:Прогресс, 2004. - 376с.
12. Панов В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это проблема // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3. - С. 3-11.
13. Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа:
плюс - минус. - 2002. - № 3. - С. 58-65.
14. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Изд. Центр ''Академия'', 1999г- 416 с.
15. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 2000г.

    Обновлено ( 11.02.2013 22:56 )  

    Центр  по работе с одаренными детьми "РАДУГА"

    Истории немеркнущие строки

    Участник конкурса

    Авторизация

    Ученикам


    Лента новостей

    Design by i-cons.ch / etosha-namibia.ch