• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Сведения об ОО Документы Программы Программа профилактики правонарушений(прав.вар.)

Программа профилактики правонарушений(прав.вар.)

E-mail Печать PDF

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новоникольская средняя общеобразовательная  школа

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению  методическим советом школы

Протокол № 1 от  26.08.2013

 

Зам.директора по ВР

_______________ (Михина Н.С.)

Утверждаю приказом МБОУ Новоникольская СОШ

 

№ 154 от 26.08.2013

 

Директор

 

________________(Чернышова Л.Б.)

Программа

«Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних»

Новоникольское 2013

 

Содержание

 

 

Пояснительная записка………………………………………………

Концептуальные подходы……………………………….

Основная часть………………………………………………………...…

Список литературы……………………………………………………….…

 

Приложения………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Сегодня наряду с позитивными изменениями в обществе протекают процессы, характеризующиеся негативными тенденциями: изменяется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация, усиливается конфликтность и бездуховность, прослеживается тенденция увеличения числа семей так называемой «группы риска», растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, хранение, доставку, продажу и употребление наркотиков, произошел резкий рост беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

К причинам роста правонарушений, преступности, снижения моральных устоев несовершеннолетних можно отнести следующие: крушение прежних идеалов, переориентация несовершеннолетних на новые, до конца не осознанные идеалы; безработица; появление в условиях хаоса, неразберихи множества лазеек для преступной деятельности; переход от строгих централизованных форм государственной и общественной жизни к рыночным отношениям не может не сказаться на психологии,  самосознании, поведении; резко ухудшающиеся жизненные условия всего населения, особенно несовершеннолетних, которые являются наименее защищенной категорией; падение престижа образования, культуры, отсюда снижение культурного уровня молодых людей в своей массе; крушение привычных, нравственных идеалов, что приводит к усилению нигилизма, агрессивности, жестокости, национальный экстремизм.

Прогнозы в отношении дальнейшей трансформации несовершеннолетней преступности не утешительны. Будет расти число подростков, вовлекающихся в проституцию, торговлю и сбыт наркотиков, азартные игры, хищение оружия, изготовление и сбыт произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости. Может значительно увеличиться рецидивная преступность.

Сложная криминогенная обстановка в стране побуждает исследователей различных областей наук вести поиск эффективных способов и средств профилактики и преодоления различных отклонений в поведении ребенка, в том числе правонарушений.

В  МБОУ новоникольская СОШ создаются все условия для организации профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

В школе обучается 243 учащихся (18 классов: 7- начальных классов, 8 – 5-9 кл., 3  - 10-11 кл.).

 

Ступень обучения

Всего учащихся (мал./дев.)

Всего классов

I ступень - начальное общее образование

106

18

II ступень - основное общее образование

114

8

III ступень - среднее (полное) общее образование

23

3

 

 

В школе работает 67 педагогов (80% имеют высшее образование), среди них:

3 КПН,

2 учителя имеют звание «Заслуженный учитель России»,

13 человек -  «Отличник просвещения»,

5 человека –  знак мэра «За гуманизацию»,

1 человек –    медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II ступени,

13 человек –  медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга»

11 человек –   почетные работники народного образовании РФ

3 человека –   награждены грамотой Министерства Образования России

В школе практически нет текучести кадров. В течение многих лет работает стабильный педагогический коллектив

 

Отношения между преподавателями, администрацией основаны на взаимопонимании, доверии, разумной требовательности.

Педагоги школы создают комфортную психологическую обстановку на уроках, а это залог успешного восприятия и усвоения детьми учебных программ

Образовательные программы школы ориентируются на обеспечение успеха каждого ученика в различных областях школьной жизни

Школа зарекомендовала себя как образовательное учреждение, дающее высокий уровень знаний, со стабильным количеством медалистов, неплохим процентом поступающих в ВУЗы.

За педагогическое мастерство, творческий поиск, успехи в обучении и воспитании  школьников коллектив школы стал лауреатом Всероссийского конкурса «Школа – 2001», «Школа – 2002», Дипломант 1-ой степени Первого Всероссийского конкурса моделей ученического самоуправления ОУ (2004г).

В 2010 – 2011 учебном году школа отметила 30-летие.

Школа выпустила   114медалистов:

Золотых – 41, серебряных – 70.

Наиболее успешными стали выпуски:

1993 -1994

4 золотых

1 серебряная

1997 -1998

6 золотых

4 серебряных

2000 - 2001

5 золотых

10 серебряных

2002- 2003

1 золотая

7 серебряных

2004 - 2005

4 золотых

8 серебряных

2005 - 2006

1 золотая

5 серебряных

2007 - 2008

2 золотых

3 серебряных

2009 - 2010

4 золотых

1 серебряная

 

За 30 лет школу закончили

Учащихся 9-х классов   – 3990 человек,

Учащихся 11-х классов – 2045 человек.

 

В школе познавательной деятельности отводится ведущая роль, поэтому мы развиваем присущие для данной системы формы согласованного взаимодействия:

Активные формы познавательной деятельности;

Воспитательные комплексы: Ассамблеи, праздники, творческие сборы, общественные смотры знаний;

С 1993 года работает детское общественное объединение «Ладушки»

Социальный состав учащихся неоднородный: дети рабочих, служащих, интеллигенции, предпринимателей.

Много квартир, в которых проживают дети, коммунальные. 66,6% учащихся живут в полных семьях, 33% - в неполных семьях, только с матерью, 0,4% человека только с отцом.

Большая часть родителей наших детей работает на ООО «Ижорские заводы».

Образовательный уровень родителей учащихся школы разделяется на следующие группы: 38% имеют среднее образование, 43% имеют среднее специальное, 19% имеют высшее образование.

Большая часть родителей имеют 2 и более детей (61% - 2; 8% - 3; 0,8% - более 3).

Родители выделяют, что  в школе им нравится

31%    - хорошее взаимодействие между учителями и родителями.

27%    - школа способствует развитию дружеских отношений.

47%    - опрошенных родителей полностью удовлетворены отношениями со своим ребенком.

41%    - родителей утверждают, что их дети учатся с интересом.

60% родителей часто проводят свободное время со своими детьми, 31% редко, 9% - очень редко.

Фактическое неумение и нежелание значительной  части родителей заниматься воспитанием детей приводит к необходимости      педагогическому коллективу в своей деятельности взять на себя решение этой проблемы, чтобы дать нашим детям равные стартовые возможности для их становления как личностей.

 

Социальный паспорт ГОУ  СОШ №404

Разделы

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Общее количество учащихся

892

850

863

Девочки

474

453

457

Мальчиков

418

397

406

Инвалиды детства

3

2

1

Дети, родители которых инвалиды

10

8

6

Дети из неполных семей

210

156

143

Из них: неполные семьи по  потере кормильца

39

41

31

Опекаемые дети

7

11

8

Дети - сироты

-

-

-

Дети из многодетных семей

34

40

49

Тубинфицированные дети

13

7

7

Остронуждающие дети

34

46

12

Лица, не имеющие регистрацию в Санкт-Петербурге

18

32

31

Лица, не имеющие гражданства России

2

6

7

Семьи, состоящие на  учете в ОДН

-

1

3

Семьи, состоящие на вн/шк учете

-

1

-

Учащиеся, состоящие на учете в ОДН

13

1

2

Учащиеся, состоящие на вн/ шк

10

10

7

Учащиеся, склонные к пропускам занятий

-

-

-

Скрытый отсев

-

-

-

 

Одной из главных задач педагогического коллектива является сохранение контингента учащихся, отсутствие  скрытого отсева.

 

Сравнительная таблица  с предыдущими учебными годами:

 

Учебный год

Всего

уч-ся

Кол-во второ-годник.

Скры-тый

отсев

% второ-годни-ков

Из числа второгодников учатся:

в школе

вспом.

школе

другие ОУ

170/

ПТУ

на работу

2006-07

999

6

-

0,7

5

-

1

-

-

2007-08

934

6

-

0,4

3

-

1

2

-

2008-09

920

5

-

0,5

3

-

1

1

-

2009-10

882

7

-

0,8

4

-

-

1

-

2010-11

835

4

-

0,5

2

-

-

2

-

 

Нормативно-правовая база:

  1. Концепция ООН о правах ребенка
  2. Конституция  РФ
  3. Семейный кодекс РФ
  4. Закон РФ «Об образовании»
  5. Приоритетный национальный проект «Образование».
  6. Федеральная программа развития образования.
  7. Концепция  Модернизации  российского образования на период до 2010 года.
  8. Национальная доктрина образования в РФ.
  9. ФЗ  РФ  «О государственной  поддержке молодёжных и   детских  общественных объединений».
  10. Гражданский кодекс РФ
  11. Федеральный закон №120 «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений»
  12. Закон Санкт – Петербурга от 17.04.2006 г. №147 -20 «О целевой программе Санкт –Петербурга «Профилактика правонарушений  несовершеннолетних  и молодёжи  в Санкт – Петербурге»
  13. Закон  Санкт – Петербурга от 20. 04.2005 г. «О профилактике  безнадзорности и правонарушений»
  14. Письмо КО Правительства  СПб от 17.05.2005 г. Информационно-методическое письмо по совершенствованию  работы органов управления и УО в сфере  профилактики  безнадзорности  и правонарушений среди  несовершеннолетних
  15. Письмо МО РФ от 21.03.2002 г. № 419/28 -5 «О мерах по выявлению  и учёту детей в возрасте  6-15 лет, не обучающихся в  образовательных учреждениях»
  16. Распоряжение КО Правительства СПб  от 25.05.2005 г. №311-р «Об организации  профилактической  работы по выявлению  и учёту детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  17. Устав школы.

 

Концептуальные подходы

Правонарушение - поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным и межличностным взаимоотношениям.

Формирование противоправного поведения у детей и подростков может быть обусловлено следующими причинам:

  • социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
  • глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
  • отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
  • отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
  • безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

На основании анализа литературы и законных актов  можно выделить следующие определения профилактики:

-          использование совокупности мер разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании.

-          в системе реабилитации, профилактика связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают  те или иные отклонения в развитии личности. Чаще всего она связана со средой, социальным окружением ребенка.

-   научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических  или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов

В литературе выделяется несколько уровней профилактической деятельности:

  1. Решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.
  2. Меры по педагогической ориентации инфраструктуры микро социума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека.
  3. Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц.

В основе профилактических мер лежит деятельность, направленная на:

-          создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;

-          осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам;

-          обеспечение, в случае необходимости, мер социально-правовой защиты ребенка (принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родительских прав и т.п.)

Различают следующие виды профилактической деятельности: первичная,   вторичная,   третичная.

Первичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков. Так как профилактика по своей сути предусматривает решение  еще не возникших проблем, поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения.

На уровне ранних проявлений склонности к совершению правонарушений  профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а также система внешкольных досуговых учреждений микро социума в форме клубов, спортивных секций и т.п. Сутью профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка и подростка, условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительными способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска. .

Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т.п.). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.

К осуществлению вторичной профилактики активно привлекаются КДН - комиссии по делам несовершеннолетних (отделы при администрациях органов исполнительной власти соответствующего уровня) и ИДН - инспектора по делам несовершеннолетних, социальные педагоги и психологи школы (при условии, что ребенок продолжает ее посещение), родители (при условии сохранности контакта между ними и ребенком), а также система приютов для несовершеннолетних (в системе образования и соцзащиты) в случае ухода ребенка из дома. Содержанием деятельности КДН является наложение административных взысканий и материальных штрафов на родителей, не занимающихся воспитанием собственных детей, а также оказание морально-нравственного давления на подростка, совершившего правонарушение, но не подлежащего уголовной ответственности в силу не достижения возраста уголовной ответственности (14 лет) либо в силу случайности совершенного проступка.

Смыслом профилактической деятельности в данном случае является замена возможного уголовного наказания несовершеннолетнему на административное, что в ряде случаев служит мощным тормозом негативного поведения подростка, заставляя задуматься о своем будущем. Так, например, в идеале ребенок не может быть отчислен из школы или изъят из семьи без согласования с работниками КДН.

Третичная профилактика – комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы. Наиболее слабо развитый в настоящее время вид профилактической деятельности. Примером мероприятий данного уровня может служить система патронажного сопровождения несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, оказание им помощи в вопросах обеспечения жильем, трудоустройства, психологического консультирования.

На уровне этом уровне к профилактике привлекаются учреждения системы исполнения наказаний (спецшколы, спец училища, воспитательно-трудовые колонии и т.п.), в функции которой законодательно вменено осуществление процесса перевоспитания подростков, нарушивших закон, т.е. профилактики повторного совершения правонарушений.

Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий -  к специальной.

Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности малыша как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении), либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением.

Специальной профилактикой называется система мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика подросткового суицида и т.п.

В современной интегрированной модели социально-педагогической деятельности школы по  ранней профилактики праовнарушений несовершеннолетних,  ключевыми концептуальными положениями являются следующие:

  • центром социально-педагогической системы образования является личность ребенка, на которую направлено семейное воспитание и общественная забота;
  • социально-педагогическая деятельность школы предполагает гуманно личностный подход к ребенку в процессе обучения, воспитания и развития; личностно-ориентированную педагогику сотрудничества детей и взрослых, современные инновационные методики и технологии.
  • интеграция воспитательных воздействий школы, системы дополнительного образования, семьи, общественных институтов, государственных учреждений, на которые возложены функции ранней профилактики девиантного поведения подростков, основывается на межведомственном подходе;
  • поиск контактов с семьей, включение родителей в целенаправленную социально-воспитательную деятельность;
  • создание инфраструктуры дополнительного образования на базе школы в сфере свободного времени подростков;

-     содержание социально-педагогическая деятельности школы раскрывается в совокупности содержательных видов деятельности в сфере учебного и вне учебного времени: собственно учебная деятельность; культурно-досуговая деятельность (в сфере учебного и свободного времени); спортивно-оздоровительная деятельность, игровая деятельность (реализуется в учебное и свободное время в разнообразных формах);трудовая деятельность; туристско-краеведческая деятельность; учебно-исследовательская деятельность.

Такая деятельность школы направлена не только на выявление и коррекцию девиантного поведения детей, но, прежде всего на нивелирование и устранение его причин и носит  превентивный характер.

При этом все компоненты учебно-воспитательного процесса школы и учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени  направлены на выработку у детей невосприимчивости к факторам возникновения негативных проявлений поведения, через вовлечения их в социально значимую деятельность, что в целом позволит обеспечивать позитивную содержательную занятость подростков в свободное от учебы время, осуществляя тем самым раннюю профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.

 

Основная часть

Цель программы:

Создание условий для организации комплексной профилактики правонарушений несовершеннолетних.

 

Задачи программы:

  1. Своевременное  выявление детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении (как  возможное условие  совершения правонарушений);
  2. Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;
  3. Определение основных направлений, форм, методов социально-педагогической работы с учащимися, склонных к правонарушениям.
  4. Вовлечение  подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений;
  5. Организация мероприятий, направленных на развитие социальной инициативы, реализацию социальных программ;
  6. Формирование у ребенка адекватного социально-психологического образа своего «Я»;
  7. Оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся;
  8. Способствовать  адаптации  личности  к  жизни  в  обществе.
  9. Создание психологического комфорта и безопасности детей в школе, семье;
  10. Координация взаимодействия учителей, родителей, специалистов социальных служб представителей административных органов по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
  11. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов;
  12. Определение результативности профилактической работы

В профилактику правонарушений несовершеннолетних вовлечен весь педагогический коллектив школы:

План работы школы по профилактике правонарушений

 

сентябрь

 

  1. Единый профилактический день (собеседования со школьниками группы риска по итогам летних месяцев).
  2. 2. Выявление школьников и семей группы риска, социально запущенных детей.
  3. Формирование банка данных – социальной картотеки, в которую включаются:
  • малообеспеченные, многодетные, неполные семьи;
  • безнадзорные, «трудные» дети;
  • опекаемые дети
  • дети-инвалиды
  • судимые родители
  • семьи, имеющие статус беженцев;
  • семьи-переселенцы;
  • дети погибших военнослужащих;
  • дети из Центра реабилитации для несовершеннолетних и т.д.
  1. Составление дневников наблюдения за «трудными» детьми и их семьями.
  2. Месячник по борьбе с безнадзорностью.
  3. Подведение итогов летнего труда и отдыха школьников.
  4. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий в течение месяца
  5. Вовлечение школьников в кружки, секции, факультативы, клубы по интересам

Октябрь

 

  1. Единый профилактический день (проверка дневников).
  2. Рейды классных руководителей и членов родительского комитета в семьи учащихся.
  3. Диагностика уровня воспитанности учащихся (на начало года).
  4. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.
  5. Планирование занятости школьников в период осенних каникул.
  6. Беседа соц. педагога на тему: «Заповеди самозащиты для детей и подростков» (5 класс).

 

Ноябрь

 

  1. Месячник по профилактике правонарушений:
  • рейды в семьи;
  • классные часы
  • индивидуальная работа с детьми и их родителями;
  • лекции по вопросам профилактики наркомании, алкоголизма, ВИЧ – инфекции и т.д. (читают специалисты);
  • встречи с работниками РОВД;
  • мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом;

 

  1. Подведение итогов контроля за посещаемостью учебных занятий.
  2. Беседа соц. педагога на тему: «Основы безопасной жизнедеятельности или как уберечь себя от несчастий» (6 класс).

 

Декабрь

 

  1. Единый профилактический день (работа с семьями, уклоняющимися от воспитания детей).
  2. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.
  3. Планирование занятости учащихся в период зимних каникул.
  4. Беседа соц. педагога на тему: «Понятие административного правонарушения. Виды административных наказаний» (7 класс).

 

Январь

 

1. Единый профилактический день ( учет успеваемости, посещаемости, выполнения режима дня).

2. Внесение изменений и дополнений в социальную карту школы.

3. Итоги контроля за посещаемостью школьников.

4. Беседа соц. педагога на тему: «Ответственность и формы ее реализации. Уголовная ответственность несовершеннолетних» (8 класс).

 

Февраль

 

  1. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.
  2. Беседа соц. педагога на тему: «Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок» (9 класс).

 

Март

 

  1. Единый профилактический день.
  2. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.
  3. Планирование занятости учащихся в период весенних каникул.
  4. Беседа соц. педагога  на тему: «Молодежные субкультуры и их виды» (10-11 класс).

 

Апрель

 

  1. Месячник профилактической работы с детьми и подростками.
  2. Помощь в дальнейшем определении (обучении, трудоустройстве) учащихся из неблагополучных семей (9-е, 11-е классы).
  3. Собеседования со школьниками группы риска и их родителями по вопросу летней занятости.
  4. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.

 

Май

 

  1. Анализ работы школы по профилактике правонарушений.
  2. Диагностика уровня воспитанности учащихся (на конец года).
  3. Планирование летнего отдыха школьников.
  4. Формирование летнего лагеря труда и отдыха учащихся группы риска.

 

 

 

В течение всего года осуществляется:

  • работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности школьников;
  • организация консультативной помощи учащимся группы риска по различным предметам;
  • отчеты классных руководителей о работе по профилактике правонарушений;
  • оформление документов в комиссию по делам несовершеннолетних, районный отдел образования, органы социальной защиты;
  • заседания школьной службы сопровождения по вопросам:

- профилактика нарушений школьной дисциплины, пропусков уроков, неуспеваемости;

- выполнение родителями и опекунами своих обязанностей;

- постановка и снятие с учета в комиссии по делам несовершеннолетних;

- постановка на внутришкольный учет и снятие с внутришкольного учета;

- заслушивание отчетов классных руководителей, социального педагога, психолога и других специалистов по организации нравственного и правового воспитания.

 

Работа социального педагога по профилактике правонарушений несовершеннолетних включает в себя 3 блока: диагностический, организационный, собственно профилактический

 

 

 

 

Диагностический блок:

На  диагностическом этапе осуществляется  сбор данных о сложившейся проблемной ситуации, анализируются и систематизируются информация, чтобы выявить причины, которые могут способствовать совершению правонарушений несовершеннолетними.

Диагностический комплекс педагогических, психологических, медицинских, социологических методов позволяет собрать разнообразную информацию, обеспечивает дальнейшее всестороннее решение проблемы. На данном этапе  используются следующие методы и приемы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование ,анализ документации и т.д.

Наблюдение – самый распространенный и естественный метод в работе социального педагога. Он используется для изучения внешних проявлений поведения человека без вмешательства в его действия. Важно проводить наблюдение в естественных условиях: в общении, в игре, на уроке и т.д,

Метод беседы получения и непосредственной корректировки информации в процессе словарного общения является способом проникновения во внутренний мир личности и дает возможность для понимания его проблем.

Анкетирование -  метод сбора информации путем письменного опроса респондентов. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему.

Метод интервью предполагает заранее подготовленные  вопросы каждому конкретному респонденту. Используя этот метод важно:

использовать разговорный стиль общения

учитывать возможности отвечающего

создавать привычную для респондента среду обитания

учитывать временный фактор ( достаточно количество времени)

устранять влияние третьих лиц.

Диагностический блок реализуется в тесном взаимодействии с классными руководителями. В некоторых случаях привлекается писхолог или специалисты ЦППРиК

 

п/п

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Ответственный за выполнение

7.1.

Организация мониторинга социального состава обучающихся школы и их семей

сентябрь

зам. дир по ВР,

кл. рук-ли, соц.педагог

7.2.

Психодиагностика особенностей личности учащихся, склонных к девиантному поведению и совершению правоанрушений

в течение года

соц. педагог,

кл. рук-ли

7.3.

Исследование социального окружения учащихся, состоящих на ВШК и учете ОДН

в течение года

соц.педагог

кл.рук-ли

7.4.

Изучение социальной комфортности в школе учащихся, состоящих на ВШК и учете ОДН

в течение года

соц. педагог,

кл. рук-ли

7.3.

Изучение потребности в рабочих местах для учащихся в летний период

март-май

соц. педагог,

кл. рук-ли

 

По итогам реализации диагностического блока происходит анализ полученной информации, решения принимаются на педагогическом консилиуме в состав которого входят: учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог, врач

Организационный блок

Включает в себя

 

  1. Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с ОДН РОВД Копинского района Санкт- Петербурга, КДН, ГИБДД.
  2. Организация работы Совета профилактики.
  3. Организацию  тематических педагогических советов по наиболее актуальным проблемам профилактики правонарушений несовершеннолетних  с привлечением различных субъектов профилактики.
  4. Планирование работы по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании.
  5. Составление социального паспорта класса, школы.
    1. Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.
    2. Проведение операции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявление обучающихся, не посещающих школу).

Наименование мероприятий

Сроки выполнен

Ответственный

за выполнение

 

1

Проведение сверки несовершеннолетних, уч-ся школы 1 – 11 классов, состоящих на ВШУ, учетах КДНиЗП, ОДН с целью формирования банка данных на указанную категорию, организации с ними профилактической работы.

 

сентябрь

соц. педагог,

кл. рук-ли  инспектор ОДН

2

Проведение сверки опекаемых детей 1 – 11 классов, а также детей, проживающих в малообеспеченных, многодетных, неполных семьях для составления картотеки и оказания данным семьям со-

циальной, психологической, юридической помощи

сентябрь

соц. педагог,

кл. рук-ли

органы опеки и попечительства.

3

Проверка уч-ся семей, находящихся в социально -опасном положении по месту жительства с целью обследования жи-

лищно-бытовых условий, выявления фак -

тов неблагополучия в семьях.

в течение года

соц.педагог, сотрудники УВД, представители социальной защиты.

4

Участие в проведении профилактических мероприятий, проводимых на территории городского округа, направленных на пре-

дупреждение  детской безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних, а

также организацию отдыха оздоровления и временного трудоустройства уч-ся в сво-

бодное от учебы время.

в течение года

соц.педагог, службы и ведомства системы профилактики

 

Изучение личностей уч-ся  и сос-

тавление социально-психологичес

ких карточек уч-ся, состоящих на ВШУ, ОДН.

в течение года

соц.педагог,

психолог,

кл.рук-ли

Профилактический блок.

Реализация данного блока включает в себя  работу с родителями,  педагогическим коллективом и учащимися.

1 направление: Предупредительно-профилактическая деятельность:

  • Реализация программы «Дети - Дорога - Жизнь».
  • Проведение мероприятий совместно с ОДН РОВД Колпинского района.
  • Классные часы по пожарной безопасности.
  • Организация правового всеобуча.
  • Профориентационная работа.
  • Проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.
  • Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:

о Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции; о Вовлечение учащихся в планирование Совета школы в школе; о Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;

о Оказание помощи в трудоустройстве в летний период на предприятиях города;

о Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.

Профилактическая работа с учащимися

Групповая профилактическая работа

  • Реализация программы «Дети - Дорога - Жизнь».
  • Проведение мероприятий совместно с ОДН РОВД Колпинского района.
  • Классные часы по пожарной безопасности.
  • Организация правового всеобуча.
  • Профориентационная работа.
  • Проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.
  • Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:

о Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции; о Вовлечение учащихся в планирование Совета школы в школе; о Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;

о Оказание помощи в трудоустройстве в летний период на предприятиях города;

о Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.

п/п

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Ответственный за выполнение

1

Проведение профилактичес-

ких мероприятий с учащими-

ся:

соц.педагог, инспектор ОДН

 

«Как не стать жертвой преступления?»» (уч-ся 5-6

классов)

октябрь

соц.педагог, инспектор ОДН

 

«10 заповедей жизни » (уч-ся 7-8 классы).

ноябрь

соц.педагог, инспектор ОДН

 

Час общения «Что такое толерантность» (5-9 классы).

октябрь

классные руководители

 

Встреча  с  работником наркологической  службы «За  минуту  в  дурмане – страшные  последствия» (8-11)

декабрь

соц.работник наркологической службы

 

«Нетерпимость среди сверстников» 9 кл.

февраль

соц.педагог

«Нет жестокости»10-11 кл.

апрель

кл. руковод.

Организация встреч с инспектором ОДН, специалистами служб и ве-

домств системы профилактики с целью получения информации об

уч-ся, требующих усиленного контроля и оказания им социальной  помощи.

в течение года.

соц.педагог

Индивидуальная профилактическая работа:

  • Беседы социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
  • Беседы инспектора ОДН;
  • Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
  • Направление ходатайств в КДН;
  • Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.

 

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Ответственный за выполнение

 

Изучение личностей уч-ся  и сос-

тавление социально-психологичес

ких карточек уч-ся, состоящих на ВШУ, ОДН.

в течение года

соц.педагог,

психолог,

кл.рук-ли

 

Изучение семейных взаимоотноше

ний в семьях с целью оказания социальной, психологической по-

мощи.

в течение года

соц.педагог,

психолог,

кл.рук-ли

 

Проверка уч-ся по месту житель-

ства с целью выяснения обстанов-

ки в семьях, принятия к родителям мер правового характера в случае

выявления фактов неблагополу-

чия.

в течение года

соц.педагог,

кл.рук-ли, инспектор ОДН

 

Обследование условий жизни опекаемых детей, а также много-

детных и малообеспеченных се-

мей с целью выявления их пот-

ребностей, трудностей в воспита-

тельном процессе.

в течение года

соц.педагог,

кл.рук-ли,

орган опеки и попечительства

 

Осуществление контроля за посе-

щаемостью учебных занятий уч-ся «группы риска»

в течение года

соц.педагог,

кл.рук-ли,

 

 

Проведение индивидуально-профилактической работы с уч-ся, состоящими на ВШУ, ОДН с целью

предупреждения с их стороны нарушений Устава школы, противо-

правных действий.

в течение года

соц.педагог

 

Вовлечение уч-ся, состоящих на раз-

ных формах  учета в кружки, секции

в течение года

соц.педагог, кл.рук-ли

 

Организация каникулярного време-

ни, в том числе летнего отдыха уч-

ся. Трудоустройство на работу.

ноябрь, январь, март, летний период времени.

соц.педагог, кл.рук-ли

Профилактическая работа с педагогическим коллективом

Цель:

информировать педагогов о технологиях конструктивного, бесконфликтного общения с учащимися и способах совместной работы по профилактике правонарушений.

п/п

Наименование мероприятия

 

Сроки выполнения

 

Ответствен-

ный за выполнение

1

Участие в заседаниях педагогического совета школы:

по плану работы школы

соц.педагог

2

Ознакомление с деятельностью социального педагога в школе, его правами и обязанностями

3

Информирование о состоянии работы с учащимися и их семьями, находящимися в социально опасном положении

4

Ознакомление с правовыми документами, регламентирующими организацию работы с детьми и семьями «группы риска».

5

Проведение индивидуальных консультаций.

в течение года

6

Организация тематических консультаций, семинаров с субъектами профилактики

в течение года

7

Организация совместных мероприятий с родителями и учащимися с целью повышения взаимодействия

в течение года


Профилактическая работа с родителями.

- усиление взаимодействия между педагогами и родителями в профилактике правонарушений несовершеннолетних

- №

п/п

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Ответствен-

ный за выполнение

1

Проведение сверки семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на ВШУ, КДН И ЗП, ОДН, службе социаль

ной защиты населения.

сентябрь

соц.педагог,

кл. рук-ли

2

Формирование банка данных на указанную категорию семей

в течение года

соц.педагог,

кл. рук-ли

3

Посещение уч-ся социально-незащищен-

ной категории по месту жительства с целью

обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьей и уч-ся, оказание помощи на основании требований

ФЗ  №120-99 года «Об основах системы про

филактики безнадзорности и правонаруше-

ний несовершеннолетних»

в течение года

социальный педагог,

кл. рук-ли, инспектор ОДН

4

Проведение цикла профилактических бесед с родителями

 

 

5

Выбор родительского комитета в классах.

 

по запросу кл. рук-ей

соц.педагог

6

«День открытых дверей» для родителей.

по плану

соц.педагог

психолог

7

Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.

 

по плану

соц.педагог, инспектор ОДН

8

Проведение родительского всеобуча:

 

 

 

по запросу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

соц.педагог

детский врач

нарколог

инспектор ОДН

психолог ЦППРиК

 

 

инспектор ОДН

детский врач нарколог

инспектор ОДН

9

Выявление семей, находящихся в  социаль- но опасном положении

в течение года

соц.педагог

10

Установление причин неблагополучия, принятие мер по их устранению путем оказания социальной, юридической, правовой помощи.

в течение года

соц.педагог,

кл.рук-ли

11

Проведение индивидуальных консультаций.

в течение года

соц.педагог

12

Организация взаимодействия с ЦППРиК

в течение года

соц.педагог

Условия реализации программы

-  комплексная диагностика причин и условий, способствующих совершению   правонарушений среди несовершеннолетних

- развитие межведомственного взаимодействия между субъектами профилактики,  педагогическим коллективом образовательного учреждения родителями и учащимися,

- удовлетворение интересов и запросов учащихся, родителей и педагогов во внеурочное время,

 

Предполагаемый результат:

 

- организация профилактической деятельности, способствующей снижению совершения правонарушений среди несовершеннолетних

Точки риска:

 

- отсутствие или не достаточное развитие взаимодействия  между  педагогическим коллективом образовательного учреждения, родителями и учащимися, межведомственного взаимодействия между субъектами профилактики,

- не возможность образовательного учреждения удовлетворить интересы и запросы учащихся, родителей и педагогов во внеурочное время,

-  не достаточная информация по причинам и условиям, способствующим совершению   правонарушений среди несовершеннолетних

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1997.
  2. Беличева С.А. Превентивная психология. М., 1995.
  3. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М., 1999.
  4. Василькова Ю.В. « Методика и опыт работы социального педагога», М., 2001 г.
  5. Василькова Ю.Н., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 1999.
  6. Дети группы риска в общеобразовательной школе / Под ред. С.В. Титовой.  СПб.: Питер, 2008.
  7. Дормаш С.В.., Заводова Т.Е. «Социальный педагог», Минск 2004г.
  8. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2.
  9. Криволап Н.С., Заводова Т.Е., Минич О.А. «В помощь классному руководителю» Минск 2003г.
  10. Лебедев Д.И. Детское общественное движение переходного периода: тенденции, противоречия, перспективы / / Внешкольник. № 25, 1999.
  11. Ляпина Е.Ю. «Профилактика социально- опасного поведения школьников», Волгоград, 2007 г.
  12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999.
  13. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А.  «Социальный педагог: введение в должность», С-Пб,2004г.
  14. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  15. Осипова М.П., Бутрина Г.А., «Работа с родителями», Минск, 2003 г.
  16. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  17. Семенов Г.С. « Методики работы социального   педагога», М,2004 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центр  по работе с одаренными детьми "РАДУГА"

Истории немеркнущие строки

Участник конкурса

Авторизация

Ученикам


Лента новостей

Design by i-cons.ch / etosha-namibia.ch