• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Воспитательная работа Документация по воспитательной работе Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся начальн

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся начальн

E-mail Печать PDF

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новоникольская средняя общеобразовательная школа

Согласовано Согласовано Утверждаю

с педагогическим с Управляющим директор школы

советом советом Чернышова Л.Б.

протокол № 1 протокол № 1 приказ № 142/2

от 26.08.2016 г. от 26.08.2016 г. от 26.08.2015 г.

 

 

 

 

 

 

Программа формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни

учащихся начальной школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целости окружающего мира.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:

• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;

• ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №

• «СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

• Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

• Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

• О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

• Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

• Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2357 от 22 сентября 2011 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, учреждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373.

• Концепция УМК «Школа России».

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

• неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

• факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

• чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

• активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

• особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

 

Основная цель программы – сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся младшего школьного возраста как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи программы:

– сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

– сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

– дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, об их пагубном влиянии на здоровье;

– сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;

– научить школьников выполнять правила личной гигиены и развить готовность на их основе самостоятельно поддерживать свое здоровье;

– сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

– сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

– обучить безопасному поведению в окружающей среде и элементарным навыкам поведения в экстремальных ситуациях;

– сформировать навыки позитивного общения;

– научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

– сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья,в том числе связанным с особенностями роста и развития.

 

 

 

Направления реализации программы

На этапе начальной школы на первое место в урочной и внеурочной деятельности выдвигается опыт применения формируемых усилиями всех учебных предметов универсальных учебных действий, ценностных ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения, направленных на сохранение здоровья и обеспечение экологической безопасности человека и природы. Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу – нельзя» и его эмоционального переживания.

Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания.

Основные виды деятельности обучающихся: учебная, учебно­исследовательская, образно­познавательная, игровая, рефлексивно­оценочная, регулятивная, креативная, общественно полезная.

Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение.

Основные формы организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации игрового и учебного типа.

Системная работа на уровне начального общего образования по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни может быть организована по следующим направлениям:

– создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры образовательной организации;

– организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся;

– организация физкультурно­оздоровительной работы;

– реализация дополнительных образовательных курсов;

– организация работы с родителями (законными представителями).

 

 

Содержание программы

 

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе работает буфет, позволяющий организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время.

В школе работают оснащенный спортивный зал, оборудованный необходимым игровым и спортивным инвентарём.

 

Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает учитель физической культуры..

 

№ п/п Показатели Ответственные

1. Мониторинг соответствия состояния и содержания здания и помещений ОУ санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда Директор школы

Заместители директора

Учителя-предметники

 

2. Наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся. Организация горячего питания и горячих завтраков. Директор школы

Классные руководители

3. Оснащенность оборудованием, позволяющим организовать здоровьесберегающую деятельность Директор

Заместители директора

 

4. Наличие рабочего места для медицинского работника Директор

 

5. Наличие квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу Директор

 

 

 

6. Мониторинг освещенности учебных кабинетов (естественное и искусственное освещение) Директор школы

Учителя-предметники

7. Целенаправленная работа по сохранению здоровья учащихся школы и преподавателей Директор школы

Мед.работник

Врачи-специалисты поликлиники г. Бежецка

Учитель физической культуры

 

8. Мониторинг санитарного состояния учебных кабинетов, школьного буфета, спортивного зала Завуч по ВР

Классные руководители

Дежурные преподаватели

9. Плановая диспансеризация учащихся и учителей Администрация школы

Администрации ЦРБ

Мед.работник

10. Контроль пищевого рациона Родительский комитет школы

11. Контроль за использованием при текущем ремонте школы к новому учебному году красок и строительных материалов, разрешенных для применения в детских учреждениях Завхоз

 

12. Еженедельное проведение в школе по четвергам санитарного дня. Уборка кабинетов и школьной территории Завхоз

 

 

 

 

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности

 

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к орга¬низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Система заданий, направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении. Учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.

 

№ Название мероприятия Ответственность и контроль за реализацию направления

1. Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки Зам. директора по УВР,

Классные руководители,

Руководители кружков

2. Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов. Зам. директора по УВР,

Классные руководители,

Руководители кружков

3. Строгое соблюдение всех требований к использованию ТСО, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств Зам. директора по УВР,

Классные руководители,

Руководители кружков

4. Индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования Зам. директора по УВР

Учителя

Классные руководители

5. Организация режима постепенного повышения нагрузок для учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям Зам. директора по УВР

 

Мед.работник

6. Обязательное проведение динамической паузы на уроке, организация перемен с пребыванием детей на свежем воздухе Классные руководители

Зам. директора по УВР

 

7. Организация перемен с целью создания условий для двигательной активности учащихся Классные руководители

Учитель физической культуры

Старшеклассники

8. Повышение грамотности учителей в вопросах здоровьесбережения Мед.работник

 

9. Анализ урока с точки зрения построения его на основе здоровьесберегающих технологий Директор школы

Заместители директора

10. Анализ состояния здоровья учащихся,

выявление приоритетных задач работы Мед.работник

 

11. Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (ежедневной, еженедельной, годовой) Директор школы

Заместители директора

Представители родительского комитета

12. Работа в школе медико- психолого –педагогического консилиума Директор школы

Завуч по УВР

Школьный психолог

Совет профилактики

Учителя-предметники

 

13. Ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Классные руководители

 

 

 

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

• полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

• рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

• организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

• организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

• регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

В школе ежегодно проводится следующая работа:

1. Общешкольные дни здоровья: «Здравствуй осень», «Мы за безопасность», «Сильные, смелые, ловкие»;

2. Различные спортивные соревнования;

3. «Весёлые старты»;

4. Секционная работа .

№ Название мероприятия Ответственность и контроль за реализацию направления

1. Организация эффективной работы с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физической культуры, в секциях и т.п.) Заместители директора

Учитель физической культуры

Руководитель спортивных секций

2. Организация рациональной и соответствующей организации уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера Заместители директора

Учитель физической культуры

Руководитель спортивных секций

3. Организовать занятия лечебной физкультурой Администрация школы

Учитель физической культуры

Руководитель спортивных секций

4. Организовать часы активных движений (динамическая пауза) Учитель физической культуры

Классные руководители

5. Организовать динамические перемены, физкультминутки на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности Учителя-предметники

6. Организовать на базе школы спортивные секции и создать условия для их эффективного функционирования Администрация школы

 

7. Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни

Администрация школы

 

8. Классные часы, пропагандирующие ЗОЖ; мероприятия по профилактике детского травматизма на дорогах;

мероприятия по профилактике табакокурения, наркомании, алкогольной зависимости; мероприятия по правовой культуре Классные руководители

Преподаватель ОБЖ

 

Совет профилактики

Заместитель директора по ВР

 

9. Организация спортивно-массовых мероприятий во время субботнего и воскресного отдыха через проведение секций и школьной спартакиады Зам. директора по ВР

Учитель физической культуры

 

Руков. Секций

10. Участие в районных и областных соревнованиях

Учитель физической культуры

11. Работа медико-психолого-педагогического консилиума с целью выявления дезадаптации учащихся а также коррекции, индивидуальной траектории обучения и психологического комфорта учащихся Директор школы

Школьный психолог

Совет профилактики

Учителя-предметники

12. Оформление стендов, пропагандирующих ЗОЖ Зам. директора по ВР

Учитель физической культуры

13. Воспитание учащихся личным примером учителей (участие преподавателей в Днях здоровья, доброжелательность в общении,

забота о собственном здоровье, отказ от вредных привычек) Учителя-предметники

Классные руководители

14. Воспитание учащихся личным примером родителей (участие в Днях здоровья, помощь в проведении и организации спортивных соревнований; отказ от вредных привычек; здоровый психологический климат в семье. Родители

Классные руководители

Школьный психолог

Совет профилактики

 

 

15. Обновление страницы школьного сайта, посвященной пропаганде ЗОЖ Руководитель сайта

Учащиеся школы

 

Формирование экологической культуры

№ Название мероприятия Ответственность и контроль за реализацию направления

1 Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариантных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов). Администрация школы

Учителя- предметники

Классные руководители

 

2 Получение первоначального опыта эмоционально- чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю). Учителя- предметники

Классные руководители

 

3 Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов.

Учителя- предметники

Классные руководители

Педагог-организатор

4. Участие в экологических акциях школы и города, проектной деятельности Администрация школы

Учителя- предметники

Классные руководители

Педагог-организатор

5. Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства). Классные руководители

 

 

Формы деятельности

Воспитание физической культуры, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

 

Физическое воспитание младших школьников, процесс формирования у них здорового образа жизни предполагает усиление внимание к формированию представлений о культуре здоровья и физической культуры; первоначального опыта самостоятельного выбора в пользу здорового образа жизни; интереса к физическому развитию, к спорту.

 

Формы и методы формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни:

 

 начальное самоопределение младших школьников в сфере здорового образа жизни (организация исследований, обмена мнениями учащихся о здоровье человека, биологических основах деятельности организма, различных оздоровительных системах и системах физических упражнений для поддержания здоровья, традициях физического воспитания и здоровьесбережения в культуре народов России и других стран);

 

 предоставление школьникам возможностей предъявления сверстникам индивидуальных достижений в различных видах спортивных состязаний, подвижных играх; демонстрации успехов в деятельности спортивных секций, туристических походах;

 предъявление примеров ведения здорового образа жизни;

 

 ознакомление обучающихся с ресурсами ведения здорового образа жизни, занятий физической культурой, использования спортивно-оздоровительной инфраструктуры ближайшего социума;

 

 включение младших школьников в санитарно-просветительскую деятельность и пропаганда занятий физической культурой в процессе детско-родительских и семейных соревнований;

 

 организация сетевого партнерства учреждений здравоохранения, спорта, туризма, общего и дополнительного образования.

 

 коллективные прогулки, туристические походы ученического класса;

 

 фотовыставки, конкурсы видеороликов, индивидуальные странички в социальных сетях, индивидуальные странички на специальном школьном сайте, посвященном здоровью;

 

 дискуссии по проблемам здорового образа жизни современного ученика (о режиме дня, труда и отдыха, питания, сна; о субъективном отношении к физической культуре);

 

 разработка учащимися памяток и информационных листовок о нормативно-правовом обеспечении права граждан на сохранение здоровья, о возможностях получения медицинской помощи, об отечественной системе медицинского страхования;

 

 выступление перед учащимися младших классов по проблематике физической культуры, заботы о собственном здоровье, об истории международного и отечественного спорта, его героях, о видах спорта и т. п.);

 

 совместные праздники, турпоходы, спортивные соревнования для детей и родителей;

 

 ведение «Индивидуальных дневников здоровья» (мониторинг – самодиагностика состояния собственного здоровья).

 

Развитие экологической культуры личности, ценностного отношения

к природе, созидательной экологической позиции.

 

Развитие содержания экологического воспитания на уровне начального общего образования предполагает формирование у младших школьников эмоционально-чувственного, нравственного отношения к природе; понимания необходимости соблюдения норм экологической этики; представлений о экологически целесообразном поведении.

 

Формы и методы формирования у младших школьников экологической культуры могут быть представлены в контексте основных вариантов взаимодействия человека и природы:

 

 исследование природы – познавательная деятельность, направленная на раскрытие тайн и загадок окружающего мира с целью использования открытых явлений для блага человечества (исследовательские проекты, научные мини-конференции, интеллектуально-познавательные игры и т. д.);

 

 преобразование природы с целью возделывания растений и ухода за животными (выращивание домашних растений, выставки сельскохозяйственной продукции, презентации домашних растений, цветов и т. д.);

 

 художественно-эстетические практики – общение с природой созерцательно-эстетического характера (выставки – обсуждения рисунков, фотографий, рассказов, стихов, работ младших школьников и произведений известных мастеров, посещение природных объектов с эстетическими целями);

 

 занятия туризмом – изменение себя в ходе преодоления природных условий в походах, экспедициях (походы, рассказы участников об испытаниях, в ходе похода);

 

 общение с домашними животными, в котором человек стремится усилить психологический комфорт повседневной жизни (рассказы–презентации о домашних животных);

 

 природоохранная деятельность (экологические акции, природоохранные флешмобы).

 

Обучение правилам безопасного поведения на дорогах призвано содействовать профилактике правонарушений несовершеннолетними в сфере дорожного движения, воспитывать транспортную культуру безопасного поведения на дорогах.

 

Мероприятия по обучению младших школьников правилам безопасного поведения на дорогах:

 конкурс видеофильмов (мультфильмов) «Твой безопасный путь в школу» (групповые исследовательские проекты, оценка безопасности традиционных маршрутов, которыми учащиеся идут в школу и из школы, разработка рекомендаций для родителей, школьников, полиции по прокладке безопасных маршрутов);

 

 практические занятия на автогородке «ПДД в части велосипедистов»,

 

 мероприятия с участием представителей инспекторов полиции, ответственных за безопасность дорожного движения (проведение опроса, съемка видеосюжетов и др.);

 

 конкурс памяток «Школьнику пешеходу (зима)», «Школьнику- пешеходу (весна)» и т. д.;

 

 компьютерное тестирование по правилам дорожного движения.

 

Уроки, кружки, секции, дни здоровья, спортивные соревнования.

Для внедрения программы в полном объеме необходимо реализовать следующие функции:

1. Теоретические: изучение опыта работы других образовательных учреждений, нормативной литературы, проведение теоретических семинаров с сотрудниками.

2. Методические: корректировка действующих учебных программ с учетом психологических, оздоровительных требований, составление и разработка специальных учебных программ по физической культуре для учащихся различных возрастных групп, составление перечней функциональных обязанностей специалистов службы, планирование учебно-воспитательной работы в соответствии с основными направлениями работы школы.

3. Организационные: подбор специалистов, повышение их квалификации, оснащение классных кабинетов, комнаты психофизиологической разгрузки.

4. Обеспечение необходимыми учебниками, методическими пособиями, наглядными, раздаточными и дидактическими материалами, спортивным оборудованием и инвентарем.

 

 

Планируемые результаты реализации Программы:

• сформированы представления о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

• сформированы представления с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

• сформированы представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

• сформированы умения и навыки обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

• сформирована потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

• сформированы компетентности об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

• сформированы умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных ситуациях);

• развит интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

• сформировано ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

• сформированы умения и навыки элементарного опыта природоохранительной деятельности;

• сформированы умения и навыки бережного отношения к растениям и животным

 

 

Критерии и показатели эффективности деятельности

Критерии оценки сформированности компетенций обучающихся разработаны службой психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и предполагает анализ результатов мониторинга по следующим направлениям:

-распределение обучающихся по группам здоровья, охват горячим питанием, пропуски уроков по болезни,

-участие обучающихся в акциях, конкурсах, спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях различного уровня, занятость обучающихся в кружках, секциях и объединениях спортивно-оздоровительной направленности.

Анализ результатов, полученных в ходе мониторинга, позволяет отследить эффективность деятельности педагогического коллектива и родителей по формированию у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Для мониторинга используются различные методики, которые опробованы в образовательных учреждениях, а также такие формы диагностики, как анкетирование, опрос, интервьюирование , наблюдение и собеседование.

Мониторинг эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения включает следующие направления и параметры:

-физкультурно-оздоровительная работа в школе (динамика заболеваемости обучающихся, пропуски уроков по болезни, мотивация обучающихся к занятиям физической культурой, занятость обучающихся в спортивных секциях);

-просветительско – воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни (здоровьесберегающая составляющая урока, ценностные представления о здоровье);

-просветительская работа с родителями (режим дня ребёнка и группа здоровья, охват горячим питанием, занятость обучающихся во внеурочное время)

Физкультурно – оздоровительная работа.

 

Ежемесячно ведётся учёт заболеваемости обучающихся и пропусков уроков по болезни, по результатам которого отслеживается динамика увеличения или снижения показателей и составляется сравнительный анализ. По результатам сравнительного анализа совместно с медицинскими работниками школы проводятся консультации с родителями обучающихся, организуются дополнительные занятия с обучающимися, проводятся профилактические мероприятия.

Мотивация обучающихся к занятиям физической культурой и спортом отслеживается ежегодно и проводится классным руководителем (анкета «Моё здоровье») и заместителем директора по учебной работе (методика «Эффективность организации физкультурно-оздоровительной работы в классе»).

Посветительско – воспитательная работа

Воспитательная и просветительская работа с обучающимися учитывает психолого-педагогические особенности формирования личного отношения ребёнка к своему здоровью. При этом в школе проводится мониторинг понимания обучающимися важности здорового образа жизни (1-4 классы) – анкета и экспресс – диагностика представлений о ценности здоровья обучающихся 4 класса.

 

 

 

Просветительская работа с родителями.

 

Родители – активные участники образовательного процесса. Для успешной организации просветительской работы по темам здоровьесбережения в начале учебного года классными руководителями проводится опрос родителей по темам лектория, предлагаемым на учебный год. Кроме этого для сравнительного анализа проводится опрос родителей по теме «Режим дня вашего ребёнка». Данные этого опроса родители могут сравнить с ответами на аналогичные вопросы анкеты своим ребёнком.

 

Показатели эффективности деятельности

Критерии Показатели

Формирование представлений об основах Результаты участия в конкурсах экологической

экологической культуры на примере направленности (личностные и школьные).

экологически сообразного поведения в быту и Количество акций, походов, мероприятий экологической

природе, безопасного для человека и направленности.

Реализация экологических проектов.

окружающей среды.

 

 

Побуждение в детях желания заботиться о своём Сформированность личностного заинтересованного

здоровье. отношения к своему здоровью (анкетирование, наблюдение).

Использование здоровьесберегающих технологий в

учебной деятельности.

Психологический комфорт классного коллектива

(диагностика).

Формирование познавательного интереса и Уровень развития познавательного интереса, в том числе

бережного отношения к природе. к предметам с экологическим содержанием (диагностика).

 

Формирование установок на использование Охват горячим питанием обучающихся начальной

здорового питания. школы.

Степень соответствия организации школьного питания

гигиеническим нормам.

Формирование представлений с учётом Сформированность личностного отрицательного

принципа информационной безопасности о отношения к табакокурению, алкоголизму и другим

негативных факторах риска здоровью детей. негативным факторам риска здоровью детей (анкетирование).

 

Формирование основ здоровьесберегающей Сформированность основ здоровьесберегающей учебной

учебной культуры: умений организовать культуры (наблюдение).

успешную учебную работу, создавая

здоровьесберегающие условия, выбирая

адекватные средства и приёмы.

 

 

 

 

Центр  по работе с одаренными детьми "РАДУГА"

Истории немеркнущие строки

Участник конкурса

Авторизация

Ученикам


Лента новостей

Design by i-cons.ch / etosha-namibia.ch